Все новости
10 Мая 2020, 13:00
Победа 1945-2020

Папа, ты всегда со мной

Лишь однажды мне довелось встретиться с отцом, да и то на пять минут. Но я навсегда впитала в себя его любовь и сохранила память об этой встрече на всю жизнь.

Лишь однажды мне довелось встретиться с отцом, да и то на пять минут. Но я навсегда впитала в себя его любовь и сохранила память об этой встрече на всю жизнь.

Мои родители соединили свои судьбы совсем юными. Папа Михаил Сафонов с двумя братьями, матерью и семьей старшего брата переехали в поселок Туймазы из Шаранского района. На окраине вырыли большую яму, построили землянку и стали там жить.

Вот в эту землянку и привел Михаил молодую жену. Собирались построить по дому для каждого брата и уже начали строительство. Но война разрушила все планы. С войны вернулся только один из братьев, двое погибли.

Пришла пора отцу служить в армии. В сентябре 1939 года ушел Михаил на службу. А спустя месяц в октябре 1939 года родилась я, его дочка Алечка.

В землянку нести плачущего младенца было неудобно, и мама со мной поселилась в доме своей сестры.

Через месяц мама вышла на работу. А меня нянчили все, кто был дома. И все меня очень любили, я была для них как кукла — полная, кудрявая. Папина мама, моя бабушка, тоже приходила нянчить, вот только папа меня не видел.

Когда началась война, мне был один год и восемь месяцев. Папу сразу с места службы отправили на фронт.

Но вот однажды в нашем доме открылась дверь, и вошел мужчина в военной форме. Это был мой отец.

— Где Алечка? — спросил он.

Отец подошел к кровати, взял меня на руки и стал целовать повсюду: и ручки, и головку, и ножки, и спинку. Он был большой, руки сильные. А возле стояла тетя Таня плакала и говорила мне, что это мой папа и что я тоже должна его целовать.

И я, подражая ему, тоже стала по-детски чмокать губами и тыкаться носом ему и в нос, и в уши, и в лоб, и в руки. А он в ответ смеялся радостно и громко. Я же все целовала и целовала.

Тетя Таня хотела послать за мамой соседского мальчишку, но папа не разрешил звать ее. Он сказал, что пришел всего на пять минут.

А дело обстояло так. Туймазы были по тем временам большой станцией. А где-то за Уралом изготавливали танки, и оттуда двигался железнодорожный состав. На платформах вагонов стояли танки со своими экипажами. А папа был танкистом. И ехал в сторону фронта. По производственной или хозяйственной необходимости в Туймазах была остановка состава на некоторое время. Мы же жили близко от станции. И папу отпустили на несколько минут.

Соседский мальчик все же принес маме весть, и она побежала на станцию. Состав еще не отправился. Она бежала вдоль состава и звала папу. И они увиделись — тоже на несколько минут…

А вечером приходили соседи и расспрашивали. И я всем показывала, как я целовала папу.

Никто не вел дневников, а потому дату этого события не восстановить. Но это случилось осенью 1942 года. Мне было около трех лет.

Потом меня спрашивали спустя годы, помню ли я папу. Я помнила. И это правда.

Прощаясь, папа прижал меня к груди большими горячими руками. Мне казалось, что его сердце билось сильно-сильно. Я слилась с ним в одно целое, стала частью его. Видимо, папа уезжал на фронт и знал, что может погибнуть в любом бою. Вернется ли он домой, увидит ли своего ребенка, будет ли дочка его помнить? Переживания и чувства большого сильного мужчины были столь ощутимы, что я, как под гипнозом, впитала их в себя на всю оставшуюся жизнь.

А дальше была война, приходили письма.

А 15.01.1945 года командир самоходной установки младший лейтенант Сафонов Михаил Павлович был убит в бою около деревни Рочици (Польша). Так сказано в похоронке. До Победы оставалось всего четыре месяца.

...Это была единственная встреча с отцом — всего на пять минут. Я закрываю глаза и до сих пор ощущаю его сильные руки и слышу стук его сердца.

Мне уже восемьдесят лет. А я все помню так, будто это было вчера. Папа, ты всегда со мной.

Алевтина Сафонова, горожанка. Фото предоставлено автором

Читайте нас: