Все новости
28 Октября 2020, 14:29
Победа 1945-2020

Под боком у фашистов строился уникальный объект

Первый в мире подводный трубопровод для перекачки нефтепродуктов проложили в 1942 году в… блокадном Ленинграде. Это был уникальный для того времени объект.

Первый в мире подводный трубопровод для перекачки нефтепродуктов проложили в 1942 году в… блокадном Ленинграде. Это был уникальный для того времени объект.

Жизнь блокадного Ленинграда — особая страница Великой Отечественной войны. Но все ли мы знаем о ней? Рассекреченные архивные документы Министерства обороны раскрывают неизвестные страницы города на Неве.

Один из документов фондов Центрального архива военного ведомства, с которого снят гриф «Секретно», в подробностях рассказывает о строительстве подводного трубопровода, обеспечивавшего город и его защитников топливом.

Это был поистине трудовой подвиг, совершенный в 1942 году. В зажатом вермахтом Ленинграде всего за 43 дня построили 35-километровый трубопровод, из которых 25 км проходили под водой на глубине от одного до тринадцати метров. Люди работали от передовой всего в двух километрах, под постоянными обстрелами и бомбардировками. Значимый для Ленинграда объект предназначался для подачи в осажденный город не менее 350 тонн нефтепродуктов в сутки.

Необходимость строительства этого трубопровода диктовала катастрофическая ситуация с топливом, которая сложилась на Ленинградском фронте к осени 1941 года. С Большой земли горючее доставляли в железных бочках по Ладожскому озеру. Немцы охотились за баржами с воздуха, до города доходила лишь малая часть топлива. «Дорога жизни» помогала лишь отчасти, и только зимой. Вставали грузовой автотранспорт, танки.

По одной из версий, идею строительства подводного трубопровода предложила военный инженер, первая в стране женщина водолаз-глубоководник Нина Соколова.

Когда возникла эта идея, никто не верил, что это возможно. До этого не только в Советском Союзе, но и в мире подобным не занимались. Но других идей не было: решили попробовать. Секретное постановление Военного совета Ленинградского фронта о прокладке по дну Ладоги четырехдюймового бензопровода издали сразу после подписания распоряжения Госкомитета обороны от 25 апреля 1942 года. В нем говорится: «Обязать директора Ижорского завода т. Кузнецова передать и отгрузить особому строительству № 6 Наркомстроя в срок до 3 мая 1942 года 250 тонн 4-дюймовых нарезных труб, 300 тонн 4-дюймовых ненарезных труб, и 50 тонн 5-дюймовых труб». На строительство объекта отводилось пятьдесят дней.

Важная для города артерия была построена 18 июня 1942 года. 19 июня правительственная комиссия подписала акт приемки объекта, дав отличную оценку строителям. Специалисты того времени совершили невозможное: в авральном режиме, под немецкими бомбами и снарядами сварили 5800 стыков, смонтировали 2100 кубометров емкостей, проложили 27 километров труб по дну озера и восемь километров на берегу, построили головную насосную станцию на мысе Кареджа и наливную станцию в Борисовой Гриве, протянули новые железнодорожные ветки. Это было равносильно подвигу, совершенному на фронте.

В осажденный Ленинград стали поступать бензин, лигроин, дизельное топливо. Трубопровод функционировал двадцать месяцев, в течение которых по нему перекачали около сорока тысяч тонн горючего. Примечательно то, что о нем фашистские вояки так ничего и не узнали — вся информация о строительстве держалась в строжайшей секретности.

После снятия блокады труба была заморожена.

Читайте нас: