Сын Дамир и невестка Лилия Аубакировы не скрывали своей радости. Много лет они добивались того, чтобы их маму признали ветераном Великой Отечественной войны. Но доказать ее труд в тылу на протяжении всей войны, что дает возможность присвоения этого звания и возможностью пользоваться заслуженными льготами, не получалось: документы тех лет были потеряны, не представлялось возможности восстановить их и по архивам, свидетелей, кто мог бы подтвердить ее труд в годы войны, тоже не нашлось: их давно нет в живых.
Куда только не обращались родственники Фардии Аубакировой за торжеством справедливости! Последней инстанцией стала местная общественная организация «Защита прав потребителей», которая инициировала судебное разбирательство в Уфе и совместно с региональной общественной организацией «Защита прав человека и гражданина имени Зинфиры Галиуллиной» довела дело до успешного итога.
Удостоверение ветерана вручили Фардие Габдулхаковне дома. Как дорогих гостей в нем встречали руководителей вышеназванных организаций. Женщина со слезами принимала поздравления, рассказывая им о своем тяжелом детстве.
…Родилась Фардия Аубакирова в далеком 1932 году в селе Старо-Тураево Ермекеевского района в рабоче-крестьянской семье. До войны успела окончить первый класс. Летом 1941 года отца призвали на фронт, в первый год войны он пропал без вести, где погиб, неизвестно. Мама Гульмахия осталась с четырьмя малолетними детьми. Фардия, как самая старшая, присматривала за тремя братишками. Об учебе ей пришлось забыть.
Весной 1942 года Фардия начала работать на ферме колхоза «Мир». Оттуда скотину отправляли на Белебеевский мясокомбинат, а мясо — на фронт. Фардия Габдулхаковна вспоминает, как девчушкой вместе с молодой женщиной вела стадо коров в семьдесят голов в Белебей. Восемьдесят километров прошли пешком. Шли днем и ночью, в дождь и в жару.
Зимой 1943 года ее в составе других подростков и детей отправили валить лес для Нижнетроицкой суконной фабрики.
А в 1944-м Фардие доверили комбайн. Но сначала технику нужно было отремонтировать. Она бегала в соседнюю деревню Усман-Ташлы к вернувшимся с фронта мужчинам-инвалидам, которые подсказывали, что и как ремонтировать. Фардия до сих пор удивляется, как сумела справиться с техникой и работать на ней без всяких курсов.
Трудодни (палочки) бригадир записывал в своей тетрадке. Потом по ним давали немного зерна. Его вручную перемалывали. Для сытости мукой посыпали картошку. В засушливые годы и в неурожай картофеля ели лебеду.
После окончания войны родной дядя помог Фардие получить паспорт, и в 1952 году она в поисках лучшей доли и заработка приехала в Октябрьский. Устроилась в СМУ № 2 треста «Башнефтепромстрой» бетонщицей. Участвовала в строительстве поселка Приютово, где во время командировок приходилось спать зимой в палатке. Затем работала на швейной фабрике штукатуром. По вербовке уехала в Узбекистан. В Ташкенте познакомилась со своим будущим мужем Губайдуллой, который также прибыл в хлебосольный Узбекистан по вербовке. Поработав там, вместе приехали на родину. Родственники встретили влюбленных хорошо. Фардия везла родным поистине царский подарок: сто метров ситца. На деньги, заработанные ею в Ташкенте, семья построила дом в родной деревне Старо-Тураево.
Свой же дом молодая семья поставила много позже в Октябрьском. В нем труженица тыла живет и поныне вместе с младшим сыном, невесткой и внучкой (супруг умер 28 лет назад). В Октябрьском также проживают и остальные двое ее детей.
Фардия Габдулхаковна — счастливый человек: она окружена теплотой и лаской детей, внуков и правнуков. Дети очень трогательно ухаживают за своей престарелой матерью, вывозят ее на природу, на рыбалку подышать свежим воздухом. Любит ветеран прогуляться и со скандинавскими палками в парке в 35-м микрорайоне.
Фардия Габдулхаковна не потеряла интереса к жизни: по мере своих сил старается помочь детям в огороде, самостоятельно научилась читать по-арабски, и каждый день на нем читает намаз.
Любимое еда ветерана — хлеб. В войну она так изголодалась, что простой хлеб даже спустя восемь десятилетий кажется ей райским угощением!
Слушая историю Фардии Габдулхаковны о военном детстве, нужде, голоде и холоде, о неисчислимых лишениях детей войны, проникаешься глубочайшим уважением к поколению, которое всем врагам назло все-таки сумело пережить войну. Очень хочется, чтобы оставшиеся годы жизни ветераны прожили спокойно и радостно.
Надежда Садыкова, общественный корреспондент. Фото Виктора Лушкина