Все новости

Октябрьский в годы войны

 За несколько дней до начала Великой Отечественной войны на расширенном заседании исполкома поселкового Совета выступил управляющий трестом «Туймазанефть» Николай Захаров и доложил о ходе строительства и благоустройства рабочего поселка. Его доклад обсуждали детально: отмечали необходимость повысить качество строительных работ, говорили о недопустимости бесплановой застройки, об ускорении разработки плана озеленения, об охране зеленых насаждений, о завершении строительства школы к началу учебного года, об обязательности строгого соблюдения санитарных норм содержания жилых домов, улиц, дворов, общественных мест и т. д. Но все планы и ожидания перечеркнула война, страшной бедой ворвавшаяся в жизнь советского народа.

Октябрьский в годы войны
Октябрьский в годы войны

 День 22 июня 1941 года вспоминает жительница деревни Туркменево Фатыма Гиззатулина, которой тогда было 13 лет: «В тот день я возвращалась из Соцгородка и услышала, что мальчишки бегают по улицам и что‑то кричат. Кругом из домов выходили люди. Они кричали: „Война, война началась!“. Вот так я узнала о начале войны. И сразу же кончилось детство. В один миг мы стали взрослыми».
В Октябрьском прошел митинг нефтяников, на котором они дали клятву самоотверженным трудом крепить обороно­способность страны и с оружием в руках защищать Родину.
 23 июня 1941 года исполком поселкового Совета Октябрьского соцгородка разработал стратегию и тактику дальнейшего развития, принял мобилизационный план и меры по оказанию помощи семьям мобилизованных.
 На фронт уходили сотни туймазинских нефтяников, строителей, людей других профессий. Добровольцем защищать Родину пошел учитель и директор школы в Туркменево Муллаян Галеев и погиб в начале войны. Героически погиб в плену уроженец Туркменево полковник Музагит Хайрутдинов, ставший в Дахау одним из руководителей Братского содружества военнопленных. Он пережил пытки, но не сломался.
 Всего из молодого поселка нефтяников, а также Муллино, Туркменево, Нарышево, Заитово, Московка на фронт ушли более полутора тысяч человек.
Руководству треста‑предприятия «Туймазанефть» пришлось решать сложнейшие задачи по замене ушедших на фронт работников и наращиванию добычи нефти.
15 марта 1942 года на расширенном заседании исполкома поссовета разработали перспективный план мероприятий по мобилизации населения для работы на нефтепромыслах, строительстве производственных объектов и жилья, благоустройстве поселка.
В 1942 году в Октябрьский приехала партия нефтяников с Кавказа. Они привезли с собой демонтированное на нефтепромыслах оборудование и технику.
 Работниками на нефтепромыслах, как и везде, по большей части были женщины, зачастую совсем девочки, и старики. Они становились бурильщиками, ключниками, верховыми, кочегарами, возчиками.
 Нефтяники стремились наращивать добычу. Необходимо было коренным образом менять подход. И решение нашли: «Перевести станки треста „Туймазанефть“ на турбинный способ бурения». 29 марта 1943 года приступили к турбинному бурению. Начался новый этап напряженной работы.
Несмотря на крайне тяжелое положение, нефтяники Соцгородка продолжали отправлять на Уфимский крекинг‑завод эшелоны нефтеналивных цистерн.
 В артели имени Сталина был конный двор, но лошадей берегли для транспортных перевозок. Запрягали быков, пахали землю. Кроме того, что все население Туркменево работало на колхозных полях, почти каждый числился в артели. Возле правления находилась обувная мастерская, чуть выше по улице — швейная. На самом конце улицы Кызыл Маяк, ближе к полям и лесам — транспортный цех, выше — конюшни, конный двор. Чуть дальше была еще одна мастерская — там плели корзины. Были в промартели небольшая молочная ферма и кожевенная мастерская из двух цехов. В шорном делали сбрую для лошадей и отправляли на фронт. В швейном цеху ремонтировали привезенные полушубки, чистили и отправляли обратно на фронт. В мастерской шили льняные рубашки и гимнастерки.
 Нефтяники обеспечивали фронт нефтью из угленосных отложений, но наряду с этим продолжали поиски черного золота в более глубоких — девонских отложениях. 29 февраля 1944 года бригада мастера Василия Андряшина приступила к глубокому бурению вблизи Нарышево.
 26 сентября 1944 года разведочная скважина № 100 дала мощный фонтан нефти: на Муллинской структуре в отложениях среднего девона на глубине 1650—1700 метров вскрыли пласт с нефтью высокого качества.
 До открытия девонских залежей на Туймазинском месторождении было 52 скважины (из них 26 бездействующих), которые давали 251 тонну нефти в сутки. Одна только сотая скважина с суточным дебитом свыше 250 тонн вдвое увеличила добычу нефти на Туймазинском месторождении из всех скважин, пробуренных за семь лет разработки.
 Вскоре зафонтанировала девонская скважина № 75, в январе 1945 года — № 24. Добыча нефти на Туймазинском месторождении выросла более чем в четыре раза, и уже к концу войны Башкирия вышла на второе место в стране по этому показателю.
 Всего за 1941—1945 годы трест «Туймазанефть» добыл около 900 тысяч тонн черного золота.
Многие первопроходцы девонской нефти, а также жители ближайших деревень, принимавшие их и помогавшие в трудные первые годы освоения месторождения, навечно остались на полях сражений.
Смертью храбрых пали 142 человека из Муллино, 35 человек из Московки, 98 человек из Верхне‑Заитово, 91 человек из Нарышево, 138 человек из Туркменево. Не вернулись в Октябрьский рабочий поселок 62 человека из числа геологоразведчиков, буровиков, нефтедобытчиков, строителей и других специалистов.
 В 1945 году пробурили шестнадцать скважин на девон из 27 запланированных. На станции Уруссу круглосуточно работали нефтеналивные эстакады, один за другим отправлялись эшелоны нефти.
Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» награждены 3366 октябрьцев.

Автор:Елена Крюкова
Читайте нас: