— Мы организовали группу, в которой педагог Фануза Салахутдинова второй год учит детей башкирскому языку, — рассказывает заведующая детским садом No 30 «Улыбка» Людмила Полунина. — В основе обучения лежит игровой подход. Педагог использует башкирские сказки, песни, потешки, игры.
Это нововведение детскому саду предложило Министерство образования Башкирии.
Оно снабдило методической литературой, рабочими тетрадями, программой «Шатлык».
Привычного обучения, подобного школьному, здесь нет, тут практикуют языковые «вкрапления». Ребята запоминают отдельные слова или выражения, язык вплетается в жизнь детей.
Фануза Фиргатовна — по образованию учитель башкирского языка:
— Языку обучаю лишь в режимные моменты. Дети вышли на прогулку. И тут мы с ними запоминаем, как будет на башкирском снег, дождь, куртка, шапка, сапоги... Здороваемся, прощаемся на башкирском. Называем героев сказок.
К 23 февраля выучили песню «Шаймуратовгенерал». Думала, что не сможем. Но получилось! Поют дети и колыбельную, стихи читают.
Каждый день к нам в гости приходит кукла Айгуль. Она повторяет за мной слова на башкирском.
В детском саду есть музей культуры народов республики.
Здесь башкирская юрта, макеты русской и татарской избы, домашняя утварь. Дети с интересом знакомятся с бытом представителей разных национальностей и их особенностями.
— С сентября обучает татарскому языку детей средней группы воспитатель Сирина Инсапова, — говорит заведующая детским садом № 29 «Росинка» Лилия Гибадуллина. — В группе Сирины Мирхазиановны есть необходимое оборудование, средства обучения, наглядные и раздаточные материалы.
Воспитатель работает по региональной программе, использует учебно‐методический комплект «Говорим по‐татарски» и современные технологии.
Сирина Инсапова заметила, что родители не возражают против обучения второму языку:
— Татарскому обучаем ненавязчиво. Некоторым из родителей, конечно, трудно оценить знания ребёнка, так как они сами не владеют татарским и не могут создать языковую среду дома, а потому мы предлагаем для них папки‐передвижки с изученными словами и фразами.
Дети, благодаря стараниям педагога, делают первые успехи. Как рассказала старший воспитатель Наталья Цыцулина, малыши уже научились называть на татарском языке членов семьи, предметы обихода, домашних животных.
— Обучая дошкольников татарскому, мы воспитываем в них любовь к родной земле, ведь это язык одного из народов, проживающих в Башкортостане, — продолжает Лилия Гибадуллина. — В детском саду малыши знакомятся с нашим краем. Здесь их окружают предметы быта разных народов, рядом с ними — куклы в национальных костюмах: башкирских, татарских, русских...
Мы в своей работе придерживаемся мнения об актуальности изучения и сохранения традиционной культуры народов нашей республики.