Впереди у школьников долгожданные летние каникулы. Ребята хотят отдохнуть от учебы, ежедневной домашки, оценок и алгебры с геометрией. А кто-то — от одноклассников.
Наверное, слышали про дружные классы, где все словно семья с первой встречи. Кроме вдохновляющих историй про дружбу интернет полон рассказами о травле учеников одноклассниками.
Для кого‐то это истории из личного прошлого, у кого‐то с этим столкнулись знакомые, а кто‐то боится за своих детей, которые почувствовали на себе, что такое буллинг.
Буллинг — это систематическая травля. Она может включать в себя физическое и моральное насилие. Буллинг может быть в форме игнорирования, когда ученик становится для одноклассников невидимкой, или кибербуллинга: всяческих оскорблений и унижений подростка в социальных сетях. Любой из этих видов травли может оставить неизгладимый след на психике ребёнка.
Подростку не просто справиться с буллингом. Давление одноклассников часто сказывается на детях так, что они замыкаются в себе и не рассказывают об издевательствах.
А если и обращаются к взрослым (родителям, классным руководителям и социальным педагогам), те не всегда могут или хотят помочь.
Свою историю корреспонденту «ОН» рассказала девятиклассница одной из школ города.
В четвёртом классе она столкнулась с травлей, которая началась из‐за нелепой случайности. Группа девочек или игнорировала одноклассницу, или всячески оскорбляла, в том числе в социальных сетях.
Между собой школьницы конфликт решать не хотели: агрессор в этой ситуации просто не слушал извинения и продолжал издеваться. Подросток рассказала о буллинге маме, но обращения родительницы к классному руководителю, социальному педагогу и директору ситуацию не изменили. Травля продолжилась и в пятом классе.
Конечно, друзья и родные помогали ребёнку справиться с гнетущей обстановкой в классе. Но школьное руководство и новый классный руководитель бездействовали.
Травля прекратилась сама собой, когда девочки стали постарше. Какой отпечаток буллинг оставил и на жертве, и на агрессоре, ещё предстоит узнать.
В школе № 22 главной мерой борьбы с буллингом считают признание этой проблемы. Здесь не умалчивают случаи травли, а полноценно разбираются в каждом инциденте, оказывают психологическую помощь и правовую защиту жертвам и агрессорам. Свои плоды даёт ранняя профилактика буллинга. Так проблема не вырастает до глобальных масштабов с неблагоприятными последствиями. Рассказывает социальный педагог МБОУ СОШ № 22 Альфия Хикматуллина:
— У социальных педагогов школ Башкирии есть памятка о том, как правильно пресечь буллинг.
Там расписан алгоритм действий классного руководителя и социальных педагогов, есть образцы протоколов фиксации случаев школьной травли. Если ребёнок заходит в мой кабинет и рассказывает о травле, я прошу его написать заявление, чтобы всё было зафиксировано. Дальше мы разбираемся с детьми, их родителями. Приглашаем специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Тесно сотрудничаем с прокуратурой города, в частности с Маратом Гареевым, который всегда даст совет и оценит ситуацию с правовой стороны. Для профилактики буллинга приглашаем также сотрудников отдела уполномоченных участковых полиции и подразделения по делам несовершеннолетних. Сотрудничаем с психологами и республиканским психотерапевтическим центром. Главная проблема в решении ситуаций с буллингом для нас не дети, а зачастую их родители, которые не понимают всех последствий проступков ребёнка. Такие родители встают на защиту своих детей, несмотря на их жестокость по отношению к одноклассникам, и рушат авторитет учителей.
Травля в школьных классах присуща не только новому поколению. Такое было распространено и во времена наших родителей и бабушек. Тогда каждый справлялся с проблемами сам. С появлением социальных сетей, где люди делятся своими историями о буллинге, проблема детской и подростковой травли стала более явной. И самое главное в этом деле — именно обратить внимание, не оставить ребёнка наедине со своими проблемами.
На вопросы о буллинге отвечает психолог ЗМЦ «Семья» Альбина Хасанова:
— Почему вообще происходит травля?
— Детей собирают в одном школьном классе родители. Определяют школу по месту жительства, возрасту и прочим параметрам. Но у детей нет общего интереса, они не выбирали этот коллектив. Зачастую дети не понимают, что происходящая ситуация — это буллинг. Думают, что всё это игра.
В таком случае взрослые должны объяснять школьникам, что в игровом процессе должно быть весело всем без исключения.
— Буллинг — это проблема только двоих учеников?
— Буллинг можно назвать коллективной «болезнью». В случае травли «болеют» в классе все, даже, казалось бы, непричастные. У каждого участника этого маленького коллектива свои роли: агрессор, жертва, защитник, свидетели. Классный руководитель — не исключение. Более того, ссору между двумя учениками нельзя считать буллингом. Травля в случае буллинга — групповая и систематическая.
— Как узнать о буллинге, если с ним столкнулись близкие?
— Если дети не рассказывают о проблемах в школе родным, это свидетельствует о недостаточно доверительных отношениях между ними.
Но не только это может быть причиной: многие не осознают, что они попали в ситуацию буллинга. Родитель в этом случае должен сам отслеживать состояние ребёнка.
— Как определить ребенка‐жертву?
— Если он учился хорошо, а потом вдруг перестал — нужно обратить на это внимание. Вторым признаком может быть нежелание ребенка идти в школу: он придумывает сотню причин, только чтобы не попасть в класс. Третий возможный признак — ребенок не знает, какое задали домашнее задание и ему не у кого спросить, хотя в классе около 30 человек.
Если есть несколько признаков, родителю нужно выяснить ситуацию.
Рваная одежда, потерянные вещи (пенал и другие учебные принадлежности) — с этим признаком ситуация уже не терпит промедления, нужно обращаться в школу.
— Можно ли прекратить буллинг?
— Нужно понимать, что в коллектив детей собирают взрослые, и решать проблему травли предстоит взрослым. Самый первый метод справиться с буллингом в школьном классе — определить и подчеркнуть проблему, сказать всему коллективу, что здесь происходит. И делать это должен член коллектива, то есть классный руководитель.
Другой способ решить проблему, если буллинг происходит с классом начального звена — посмотреть мультфильмы или фильмы, в которых поднимается тема буллинга и чётко видно роли агрессора и жертвы. Обсудить это совместно с классом, рассказать о героях и последствиях травли для каждого героя. Если не обращать внимания на проблему, то это может привести к психологическим проблемам личности.
— С какими последствиями столкнутся участники буллинга?
— Возможными последствиями и для жертвы, и для агрессора могут быть сниженная самооценка, тревожные и депрессивные расстройства, социофобии, сложности в общении, психосоматические заболевания, суицидальные мысли. Если в школе есть травля, страдают все. И бороться с ней нужно всем вместе.