Все новости
Новости
26 Апреля 2019, 17:23

Новый взляд на прошлое — новый взгляд на настоящее

Они улаживают распри соседей, и если у них найдет убежище какой-нибудь изгнанник, то его никто не смеет обидеть. Геродот (о предшественниках башкир)

Башкиры в Абзелиловском районе
Они улаживают распри соседей, и если у них найдет убежище какой-нибудь изгнанник, то его никто не смеет обидеть.

Геродот (о предшественниках башкир)

Этноним башҡорт

Издревле в бассейнах рек Белой и Урала жили башкиры.
Горы, бескрайние степи, леса, родники!
Природа этих мест завораживала любого: и местных жителей, и пришлых поселенцев, и любопытствующих путешественников.
Звучание курая делало общение с этим заповедным миром еще ярче и эмоциональнее. Историю края, черты быта сохранили для нас старинные предания, эпос «Урал‑батыр».
В китайских хрониках (VII в.) упоминается племя башукили. Его отождествляют с этнонимом башҡорт, то есть с башкирами.
Средневековый арабский географ Шариф Идриси сообщал, что башкиры жили у истоков Камы и Урала: в городе Нем­жан, расположенном в верховьях Лика, башкиры занимались плавкой меди в печах, добывали лисьи и бобровые меха, ценные камни.
В другом городе Гурхане, расположенном в северной части реки Агидель, башкиры делали предметы искусства, седла и оружие.
Много характерных черт отмечали в башкирском народе русские писатели. Посещал наши края великий Лев Толстой, приезжал вместе с сыном. Впоследствии Илья Львович вспоминал: «Мы ходили в степи смотреть табуны. Папа похвалил одну буланую лошадь, а когда мы собирались домой, то она оказалась привязанной около нашей оглобли». Такая была у башкир традиция — дарить вещь, которую похвалил гость. Какая щедрость, какое гостеприимство!
Известный поэт начала ХХ века Саша Черный в рассказе «Первое знакомство» размышлял об отсталости русской деревни: «Я не понимаю, отчего люди не умеют жить! Исторические причины, экономические причины, — очень хорошо. Но не только в них дело. Отчего бьют детей? Каталог общих мест показывает: от некультурности и тяготы жизни. Так‑с. Отчего же у башкир не бьют? Та же некультурность, та же тягота. Не бьют же — сам видел».
После присоединения к России Башкирия во всем разделяла ее судьбу. Пугачевское восстание, описанное Пушкиным.
Война 1812 года, о которой знаменитый Денис Давыдов рассказывал в своем «Дневнике партизанских действий» и упомянул успешную операцию батальона Уфимского полка, который по приказу генерала Ермолова бросился в атаку на французов, захвативших редут Раевского, и выбил их оттуда.
А сколько рассказано о победном марше башкир в Париже! Про северных амуров сегодня знает весь мир.
И сколько выявилось в годы Великой Отечественной войны героев, вошедших в легенду, как Шаймуратов‑генерал, и безымянных, неизвестных, сложивших головы за родину.
Перекресток культур
В Башкортостане на слуху многие имена: великий Мустай Карим, знаменитый кураист Азат Аиткулов, драматург Ангам Атнабаев и многие другие творцы, прославившие республику.
Курай звучит и в Москве, и в Милане, Рудольф Нуреев стал легендой балета, братья Абдразаковы — певцы мирового уровня, Земфира — кумир поколения...
Ярким и запоминающимся событием последних месяцев (декабрь 2018 года) стал международный научный симпозиум «Древние и средневековые общества Евразии: перекресток культур».
Открытое в историческом центре сегодняшней Уфы «Городище Уфа‑II» перевернуло многие представления о Башкирии, Урале.
Во всей восточной Европе больше нет таких древних поселений, которые существовали бы в течение полутора тысяч лет на одном месте.
Огромный вклад в это событие внес человек, которого не стало три года назад — Нияз Мажитов.
Его памяти и был посвящен симпозиум, в котором приняли участие признанные специалисты из научных центров Москвы, Санкт‑Петербурга, Перми, Ижевска, Челябинска, Екатеринбурга, а также из Венгрии и Казахстана.
Обсуждали археологию средневекового города, этническую историю башкирского народа.
Были приглашены не только ученые, но и члены отделений Курултая башкир всей республики.
Ильмира Губайдуллина, которая представляла Октябрьский, поделилась впечатлениями:
— Удивительно, как много доброго и восторженного говорили в зале о Ниязе Мажитове. Открытие средневекового города — не случайность, это результат многолетней целенаправленной работы. Сейчас «Городище Уфа‑II» — исторический памятник. Но еще не так давно это был один из районов столицы, где земля стоила дорого, сносили старые здания и готовились возводить новые. Строительство было согласовано. Как в таких условиях доказать, что какие‑то обломки, черепки — непонятные, невзрачные, найденные под ногами — являются ценными археологическими артефактами? Но Мажитов, пройдя все инстанции, убеждал в этом коллег и чиновников. И благодаря этому произошло нечто необыкновенное: застройку остановили! И вот теперь «Городище Уфа‑II» — резонансная тема не только в среде специалистов, но и в обществе. Об этом много говорили на пленарном заседании. Могли ли кочевники на рубеже тысячелетий, уже в четвертом веке основать город? И не требует ли пересмотра официальный возраст Уфы? Знакомство с новейшими археологическими данными, полученными в ходе раскопок, было важным направлением работы симпозиума.
Интерес к археологическим открытиям огромен, на этом фоне вырос и интерес к истории нашего края.
И нам всем есть где утолить любопытство, увидеть подлинную реконструкцию старины, чтобы связалось в сознании прошлое с настоящим и будущим. Это Национальный музей в Уфе и Республиканский историко‑культурный музей‑заповедник «Древняя Уфа».
Представьте, три часа, проведенные там, пролетают как минуты, и уходишь с сожалением, что не можешь остаться на целый день или прийти завтра.
Залы, посвященные неолиту с его мамонтами и другими животными в натуральную величину, эпоха бронзы, поселения и жилища, лес и степь в древности, находки — одинаково драгоценные глиняные черепки и золотые олени, и еще множество экспозиций, где реальное переплетается с интерактивом — ходить в этих музеях можно целый день, забыв о времени.
Это круто, и даже интереснее, чем картинка — компьютерная игра или блокбастер.
И это необходимая часть информации и впечатлений об окружающем мире — нашей республике. Это нужно современному человеку, и взрослому, и ребенку.