Все новости
Новости
20 Июня 2019, 12:00

От Октябрьского до Заполярья только трап подать

Русский Север ближе, чем кажется. В этом журналисты «ОН» убедились, за считанные часы добравшись до берегов Северного Ледовитого океана

Началось это приключение со звонка начальника службы организации пассажирских и почтово‑грузовых перевозок аэропорта Бугульма Надежды Сабаниной. Она предложила: «У нас открылся новый рейс в Нарьян‑Мар. Хотите стать первыми пассажирами?». Еще бы!

Прелести домашнего аэропорта

До юго‑восточных «воздушных ворот» Татарстана редакционная машина домчала нас за час с небольшим. Провожая, водитель с иронией спросил: «Встречать точно сегодня?». Поездка казалась почти авантюрой: за полдня слетать к берегам Северного Ледовитого океана и вернуться. Но мы верили: все получится.

В здании аэровокзала нас встретила Надежда Васильевна, «виновница» этого приключения. Билеты и посадочные талоны готовы, регистрация на рейс пройдена. Есть время изучить воздушный порт подробнее.

Прелести небольшого аэровокзала — комфорт, уют, короткие сроки прохождения регистрации и досмотра. Это мы, как и другие октябрьцы, которые летают из Бугульмы в Москву или на Север, уже оценили.

Аэропорт владеет развитой инфраструктурой: гостиница, кафе, охраняемая автостоянка, камеры хранения, VIP‑зона и зал ожидания, комната матери и ребенка — все, как и у любого большого аэропорта. Только кофе — ароматный, цены — приемлемые, расстояния между зонами меньше, а персонал по‑дружески приветливый.

Мост через Урал

Почему из Бугульмы открыли рейс в Нарьян‑Мар? Ответ на этот вопрос дал заместитель директора аэропорта по производству Николай Сычев.

— Это направление открыто в рамках государственной программы, рассчитанной на соединение с европейской частью России труднодоступных территорий. Такие рейсы субсидируются государством. Благодаря этому стоимость билета по направлению Бугульма — Нарьян‑Мар составляет 7050 рублей в один конец. Периодичность — раз в неделю, по понедельникам. Рейс, как и все остальные, выполняет авиакомпания «ЮВТ аэро», — пояснил Николай Геннадьевич.

Все регулярные авиарейсы из аэропорта Бугульма, кроме московского, ориентированы на соединение двух нефтеносных территорий страны: Татарии и Башкирии с одной стороны «воздушного моста» и Крайнего Севера с другой. Отсюда такое разнообразие северных маршрутов — Новый Уренгой, Сургут, Нижневартовск, Ноябрьск, Усинск, теперь и Нарьян‑Мар, который будет выполняться до 16 сентября.

Постоянные пассажиры отмечают доступность цен на билеты из Бугульмы и точное следование расписанию. К слову сказать, авиакомпания «ЮВТ аэро» считается одной из самых пунктуальных в России по итогам профессиональных конкурсов.

— Авиакомпания «ЮВТ аэро» — эксплуатант нашего аэропорта уже много лет. Рейсы всегда выполняются вовремя, конечно, если погодные условия не помешают, — добавляет Надежда Сабанина. — Службы аэропорта качественно обслуживают пассажиров на всех этапах их нахождения у нас до посадки в самолет. Партнерство нашего аэропорта и авиакомпании ориентировано на комфорт и безопасность пассажиров.

Безопасность гарантирует командир

Наш разговор прервало появление командира воздушного судна Владимира Супонина. Встреча с журналистами стала для него неожиданной, но от общения он не отказался:

— Я оформлю документы, пройду досмотр и буду в самолете. Встретимся там. До вылета будет немного времени.

Мы направились в стерильную зону в сопровождении представителя компании «ЮВТ аэро» Александра Косова. Досмотр был тщательным, но прошел быстро. До вылета еще 45 минут, а работа у самолета шла активно: второй пилот следил за заправкой, работали техники, красавица‑бортпроводница Светлана Трошина готовила салон, проверяла наличие всего необходимого.

Командир воздушного судна Владимир Супонин, как выяснилось, в авиации сорок лет, он — военный летчик первого класса. Это нас заинтересовало, и мы спросили о главном — о безопасности.

— Это хороший самолет канадской фирмы «Бомбардье» для региональных перевозок. Он полностью автоматизирован, но у него нет автомата тяги, что предполагает управление самолетом по скорости в ручном режиме. Это то хорошее, что роднит его с советскими самолетами, — пояснил Владимир Александрович. — Он обладает повышенными эксплуатационными характеристиками, одна из которых — способность выполнять полеты в сложных метеоусловиях. Я шесть лет летаю на CRJ 200 и могу сказать: это надежный самолет, в нем все доведено до ума — и двигатели, и планер, и оборудование. Наши пилоты дважды в год проходят тренировки на тренажерах, отрабатывают разные аварийные ситуации. Пассажиры могут быть уверены: с нами полеты безопасны.

Мы не удержались и наступили на больную мозоль нашего командира: поинтересовались, на чем ему больше нравится летать: на CRJ 200 или на родных истребителях?

— На истребителях Су‑17, — ответил Владимир Александрович с ностальгией. — Но работа в гражданской авиации позволяет мне не расставаться с небом.

Там, за облаками...

Экипаж воздушного судна, на котором нам предстояло лететь в Нарьян‑Мар, — люди опытные и спокойные. Для бортпроводников и пилотов такие путешествия — образ жизни, который дарит эмоции и закаляет характер. Они работают не только в особых условиях, но и с людьми, а это всегда трудно — пассажиры бывают разные.

Пока техническая служба готовила воздушное судно к полету, стюардесса Светлана Трошина рассказала нам, что за одиннадцать лет работы приходилось сталкиваться с разными пассажирами.

— Главное качество бортпроводника — коммуникабельность, — говорит Светлана. — Нужно войти в положение любого человека, будь это мама с ребенком, человек с ограниченными возможностями здоровья или пассажир, который боится летать. Конечно, не раз приходилось работать психологом, успокаивать, подбирать нужные слова. При этом нельзя забывать о своих основных обязанностях и обслуживать всех пассажиров. Но эта работа мне нравится.

Пришло время посадки, и Светлана приступила к работе. Вскоре самолет тронулся, вырулил на взлетную полосу, разогнался и оторвался от земли. Взлет показался нам стремительным и в то же время деликатным. Набрали высоту. Светлана стала предлагать напитки — вода, чай, соки на выбор. Рейс короткий, стоимость субсидированная, поэтому питание на борту не предусмотрено.

В воздухе мы провели два часа.

Белые ночи полярного дня

На подлете к Нарьян‑Мару самолет пошел на снижение, вынырнул из облаков, и показалась земля. Какая она далеко за Северным полярным кругом? Пассажиры прильнули к иллюминаторам.

Под крылом расстилалась тундра со скудной растительностью и клочками снега. Невероятное количество рек и озер словно расшило ее причудливым узором. Природа в субарктическом поясе не лишена очарования. «Север он и есть север!», «А в тундре еще снег лежит», «А где чумы?» — доносились обрывки фраз пассажиров.

Мягкая посадка, и весь салон зааплодировал — красивая русская традиция, которую не понимают иностранцы.

Покидая Октябрьский в +26 °С, мы не ожидали увидеть снег. Но энтузиазм всегда с нами. Спустя всего четыре часа после выезда из редакции мы ступаем на русскую землю в Заполярье. Отсюда сто километров по прямой до Печорской губы, входящей в акваторию Баренцева моря, которое является частью Северного Ледовитого океана. Севернее этого места в России мы не бывали.

Фотографировать начали, спускаясь с трапа, чем привлекли внимание сотрудника службы авиационной безопасности.

— У нас есть разрешение. Документ у начальника службы авиационной безопасности аэропорта Бугульма Владимира Кубышкина, он сейчас выйдет, — пояснили мы и поспешили в автобус к другим пассажирам. Наш запал слегка охладил прон­зительный северный ветер и температура +7 °С.

Коллеги‑безопасники двух аэропортов встретились, проверили документы и пригласили нас выйти из автобуса. Он уехал! Как говорится, хотели все увидеть — смотрите, нечего в тепле отсиживаться. В сопровождении Александра Закусова, инспектора по охране воздушных судов службы авиационной безопасности аэропорта Нарьян‑Мар, мы пошли знакомиться с воздушным портом Заполярья.

На часах 16.30 московского. Светло, можно все разглядеть. Александр поясняет, что так же светло будет и в полночь — в середине мая здесь начался полярный день.

В Бугульме высший класс. А у вас?

На это, перефразировав стихотворение Сергея Михалкова, местные жители ответили бы: «А у нас оленевод, вот!».

Нарьян‑Мар отрезан от большой земли. Много лет идет строительство федеральной трассы, но пока добраться сюда можно только самолетом. Конечно, зимой можно доехать по зимнику до Усинска, летом дойти на барже по реке Печоре до поселка Щельяюр в Коми. Но это долго: 7—11 часов в первом случае и двое суток — во втором. К тому же дорого: переправа на барже с автомобилем (а без него зачем?) стоит 15—18 тысяч рублей в один конец. Так что самолет пока единственное приемлемое средство передвижения, и потому аэропорт здесь — особо важный транспортный узел.

Возможно, загрузка и удаленность от цивилизации объясняют его скромное состояние. Небольшое двухэтажное здание: зона прилета‑вылета и VIP‑зал — на первом этаже; буфет (работает до 15.00, так что мы не успели), крошечная каморка с сувенирами и две стойки представительств авиакомпаний — на втором, в зале ожидания. Смотреть было нечего. Далеко Нарьян‑Мару до Бугульмы в прямом и переносном смысле. И тем не менее везде чисто, во всем чувствуется четкая организация и порядок.

Оставшееся время — а между прилетом и вылетом всего час — решили потратить на общение с местными жителями и покупку памятных мелочей. Сувениры здесь традиционные: из оленьего меха красивые кисы (женская обувь), всевозможные украшения и даже магниты. Люди радушные — тоже, видимо, особенность северных территорий, где привычка помогать друг другу воспитана сотнями лет выживания в суровых условиях.

Городок не велик и не мал

Нарьянмарцы любят свой город — столицу Ненецкого автономного округа. Несмотря на малочисленность населения (всего 25 тысяч человек), развита инфраструктура: есть больница и частные клиники, школы и садики, библиотеки, музей, этнокультурный центр, гостиницы, морской порт и речная пристань, банки, магазины известных федеральных сетей, работают нефтяники.

Интересуемся, для кого гостиницы. Оказывается, в город приезжают туристы, для них открыт туристический центр. Можно отправиться к оленеводам и увидеть, как живут в тундре, узнать об их традициях и быте, а можно погулять по Нарьян‑Мару, осмотреть достопримечательности (они тоже есть!).

— Город у нас современный, для жизни есть все, что нужно. В деревнях люди держат коров, выращивают картошку. Привозные продукты, конечно, дорогие. Погодные условия суровые, но лето есть, около месяца. Зимой холодно и полярные ночи. В отпуск стараемся выбираться на большую землю, но самолетом дорого. Такие субсидированные рейсы — хорошая поддержка от государства, — поделился с нами Александр Закусов.

А ведь можно повторить!

Пришло время возвращаться.

В самолете удалось пообщаться с жительницей Нарьян‑Мара Ольгой Фроловой, пенсионеркой. Она направлялась в Елабугу, к родным.

— Так здорово, что открыли рейс до Бугульмы, — не скрывает радости Ольга Антоновна. — Раньше приходилось летать через Москву в Казань, а это очень дорого. Теперь за два часа и всего за семь тысяч рублей можно оказаться в сразу Татарстане, от аэропорта уже рукой подать до Елабуги. Даже не верится. Уезжать с Севера насовсем не хочу. Он затягивает, здесь живут мои дети. Так что каждый год ждем лета, чтобы съездить в солнечные края. А туристов приглашаем в Нарьян‑Мар.

Перелет обратно прошел незаметно. Впечатлений было хоть отбавляй. На несколько часов мы попали в другой мир, современный и при этом самобытный.

Стала понятна заинтересованность французов, немцев и финнов, которые посещают Нарьян‑Мар в национальные праздники и этнофестивали. Манят аутентичная культура Севера, дары тундры и местные деликатесы — морошка, брусника, клюква, строганина и оленина.

Девять часов спустя мы снова были в Бугульме. Аэропорт встретил последний в этот день рейс и провожал его пассажиров: их путешествие прошло безупречно, так оно должно и закончиться. В редакционной машине по дороге домой мы думали о том, насколько велика и прекрасна наша Россия, и мечтали о поездке в Нарьян‑Мар на неделю.

Спасибо, аэропорт Бугульма, за яркие впечатления! Путешествуйте по стране с комфортом, дорогие читатели, собирайте свою коллекцию впечатлений, ведь они остаются с нами навсегда.
Читайте нас: