Лес - это не травинка, которая за один сезон успевает зародиться из семени и постареть к осени. Лес - это целая жизнь!
Словно человек, он проходит все возрастные стадии -- от ясельного периода до преклонного возраста. Вот только жизненные циклы леса несколько медленнее, чем у человека. Ведь даже многие лиственные деревья при благоприятных экологических условиях живут полтора и более века, что уж говорить о хвойных породах, которыми любуются и пользуются многие поколения.
Я выросла в прекрасном селе, окруженном лесными массивами. Работало лесничество, дейстовали лесоперерабатывающие предприятия. Люди жили лесом - срубы, окна, двери - все было выполнено из дерева. Дровами топили печи, собирали лесные дикоросы.
С ранней весны и до поздней осени все, от мала до велика, собирали ягоды, грибы, из которых делали заготовки на зиму. От первого листочка щавеля до поздних опят - что мы только не ели! Орехи и грибы носили котомками, малину, лесную ягоду и черемуху - ведрами.
Лес дает жизнь людям, птицам, животным, всему, что нас окружает. Сельская ребятня с раннего детства знала все дальние и ближние леса, молодые и старые делянки, поляны под сенокос.
Когда лес достигал определенной зрелости, его определяли под вырубку. Древесину вывозили на переработку, нестандарт шел на дрова населению. Хворост укладывали в штабеля, он со временем оседал, и на этих кучках позже вырастал малинник с изумительно вкусной ягодой. Здесь же лесные труженики - муравьи - возводили свои “небоскребы”. А в это время на очищенной делянке неспешно поднимался молодой смешанный лес, на свежих вырубках делали пахотные полосы и в них высаживали крошечные сосны и ели. Сельские женщины несколько лет бережно ухаживали за молодняком -- пололи и рыхлили посадки, пока они не окрепнут. Ох и нелегкая это работа, вырастить хвойные леса! Но оно того стоит.
Мой отец был лесничим. Хвойным лесом, посаженным им еще в довоенные годы, мы, его потомки, любуемся и сегодня.
В Октябрьском я живу с 1969 года, а полюбила его еще в раннем детстве, когда приезжала сюда погостить к тете. Не зря лесные массивы вокруг города называет его легкими, ведь октябрьцы в любое время года стремятся выехать на природу. Окружающий наш город лес можно увидеть с верхних этажей многоэтажек. В первые годы, проживая в общежитии строителей по Садовому кольцу, я любовалась сосновыми посадками на горе за вокзалом. После переезда на новое место жительства -- в общежитие напротив кинотеатра “Комсомольский” наслаждалась видами парка им. Гагарина. Почти пять лет мы гуляли с дочкой среди молоденьких посадок.
Когда мы переехали в 35-й микрорайон, в полной мере ощутили все плюсы жизни рядом с лесом. Но судьба сделала нам более приятный подарок.
В начале девяностых мы получили участок под строительство дома на лесной поляне. Земля - сплошной камень, но спустя время нашими стараниями на ней был возведен плодовый сад, а на газоне подрастают ели и сосны, березы, рябина и черемуха. Радуют взор акация, осинка, привезенная из владимирского леса за компанию с можжевельником, боярышник с берега Волги и другие кустарники. Вот и получился свой собственный мини-лес. Кто-то удивится: живете рядом с лесом, и вам все мало? Не мало, но…
Последние десятилетия нас тревожит состояние лесных массивов: лес гибнет на глазах. Помним, как в начале двухтысячных одно лето было практически без дождей, а зима - без снега. На следующий год березы пожелтели уже в июле, часть из них и вовсе засохла спустя год. Дубы тоже пострадали от засухи, а в какой-то из сезонов на них просто обрушилось полчище гусениц. Деревья высохли и “ушли” на дрова в ближайшие шашлычные.
Не так давно прочитала в “ОН” о том, что населению разрешен сбор валежника, но с оговорками -- что можно, а что нельзя. Лично я рассмеялась, едва прочитала этот материал. Сбором валежника мы занимались с детства, но это была нужда. Но представить современное поколение, которое занимается сбором валежника, просто не могу. А вот принять участие в капитальной очистке леса - почему бы и нет? Только это не просто бесполезно, но и опасно: здесь нужны специалисты и техника.
В зоне моего обозрения лесной массив вокруг базы “Спартак”, островки-остатки леса между зигзагов лыжероллерной трассы. По опушке леса вдоль улицы Белоглазова когда-то тянули электролинию, спилили часть мешающих деревьев, но оставшиеся тоже не внушают доверия.
Читая родную газету, с удовлетворением отмечаю большое количество материалов, посвященных экологии, благоустройству, посадке новых насаждений. От души радуюсь за наш прекрасный город и за людей, которые стремятся сделать его еще красивее. Но не могу никак понять тех, кто оскверняет, засоряет матушку-землю. Прихожу в ужас от вида загаженных людьми лесов, полян и водоемов. Опомнитесь! У нас одна планета, другой для нас нет. Лично я еще надеюсь увидеть подрастающий вокруг города лес, молодой и непременно чистый. Если будет возможность, хотела бы обязательно принять участие в его становлении.