В рамках проекта “Великая Победа, добытая единством” башкирская делегация приняла участие в крупнейшей международной военно-исторической экспедиции “Волховский фронт. Апраксин”, проходившей в Кировском районе Ленинградской области.
Экспедиция собрала более 650 поисковиков из 25 регионов России и стран СНГ и Прибалтики. На торжественном открытии выступили депутат Государственной Думы, наш земляк Ильдар Бикбаев и ответственный секретарь ООД «Поискового движения России» Елена Цунаева.
Была зачитана приветственная телеграмма Президента РФ Владимира Путина: «Военно-историческая экспедиция посвящена одной из легендарных, драматических страниц ратной летописи Великой Отечественной войны – битве за Ленинград. Своей благородной миссией проект сплотил дружную команду единомышленников из России и других стран – неравнодушных, увлеченных людей, которые чувствуют ответственность за сохранение исторической памяти, увековечивание имен павших героев. Символично, что столь важный проект реализуется в год полного освобождения Ленинграда от блокады. Участие в экспедиции станет для каждого из нас значимым событием, поможет обрести новых друзей, внести свой вклад в развитие поискового движения в нашей стране».
Да, столь важное значение уделяется сейчас нашим государством делу поиска и захоронения павших защитников Отечества. Но так было не всегда.
После войны в стране Советов некогда было собирать кости погибших солдат и офицеров Красной армии, они так и лежали десятилетиями на полях сражений в Ленинградской, Псковской, Смоленской, Тверской, Новгородской областях, на Украине, в Белоруссии.
Надо было поднимать страну из руин, сеять урожай. Очевидцы рассказывали: когда вспахивали поля, земля была сплошь усеяна костями. Колхозникам дали задание: собирать только черепа. И трактористы вспахивали поля прямо с костями наших отцов и дедов. В лесах же солдаты так и лежали, год за годом их укрывала опавшая листва деревьев.
Но и тогда, в 50--60-е годы, одиночки-патриоты ходили по лесам, поднимали солдат, потом начали создаваться на энтузиазме отряды «Красных следопытов», состоящие в основном из местных жителей и школьников, студентов.
Дружба между поисковиками всей страны
Под Петербургом нас было 650 человек. Самому младшему поисковику около годика (его родители -- молодая семейная пара – занимаются поиском не первый год). Рядом с нами отряд из Бугуруслана. Младшей дочке командира – семь лет, и эта «Вахта Памяти» у нее седьмая. Старейший поисковик – руководитель нашей поисковой группы «Живи, Земля!» Равиль Кашапов.
Особенно мы подружились с казахстанцами и представителями Алтайского края. Каждый отряд представил визитку отряда. В нашу башкирскую делегацию из двенадцати человек вошли представители трех отрядов: из Октябрьского – группа «Живи, Земля!», молодой отряд школы № 147 г. Уфы «Памяти достойны» и наши давние друзья из Дуванского района – отряд «Ровесник». У каждого – своя территория, где мы установили палатки, сколотили обеденный стол и лавки. Готовили еду на кострах самостоятельно.
Все четырнадцать дней экспедиции прошли в напряженном графике: учеба у будущих поисковиков и раскопки у их взрослых, опытных товарищей. Прослушали лекции «Основы антропологии», «Основы топографии и ориентирования на местности», «Вооружение и амуниция РККА и Вермахта», «Этика и история поискового движения», «Поисково-археологическая работа».
Поисковые работы проходили на рубежах обороны Ленинграда – вся поверхность в этих лесных местах помечена десятками тысяч воронок, окопов, ячеек, блиндажей, десятками километров ходов сообщения противников. В боях с сентября 1941 по январь 1944 года здесь погибли по разным оценкам 27--29 тысяч советских солдат.
Поднимать солдат надо достойно!
Так звучал тезис поисковых работ. Ведь поисковик — это человек, который видит картину последних минут, секунд жизни солдата. И от того, насколько бережно, терпеливо он ведет раскоп, зависит, узнаем ли мы имя погибшего героя. Важно не упустить ни единой мелочи, вырывая из безвременья последние секунды жизни неизвестного тебе человека. И именно от поисковика зависит, обретет ли солдат покой рядом с родственниками, что ждали солдата с войны. Узнают ли близкие о судьбе бойца, оставило ли беспощадное время надежду на то, чтобы установить имя этого человека.
…Сегодня работали на доборе в воронке на северном берегу реки Назия. Недобросовестные поисковики (а может быть, и черные копатели) не завершили работу по поднятию останков солдат. Мы тщательно поднимаем останки, перебираем грунт. Из личных вещей найдены ботинки, пуговицы, пряжки, саперная лопата. По этим вещам определяем: это были два бойца Красной армии. На добор ушло два дня.
…В 2011 году в районе урочища Вороново, где мы работали сводным башкирским отрядом, нашли останки командира 286-й стрелковой дивизии Геннадия Соколова. В 1941 году был разгромлен штаб дивизии, Соколова расстреляли. Опознать его удалось по петличке, где смогли разглядеть знаки отличия. По архивным данным выяснилось, что в этих местах погиб только один полковник — это и был Соколов. На месте его гибели мы, башкирская делегация, в прошлом году установили памятную звезду. И теперь к этой звезде почтить память погибшего героя приходят поисковики со всей России.
В семи километрах от нашего полевого лагеря – дачный поселок Апраксин, куда приезжают на отдых питерцы. Мы копаем, ищем бойцов, а совсем рядом безмятежно гуляют мирные грибники с корзинками. Они с изумлением взирают на нас, поисковиков, «вооруженных почти до зубов» инвентарем для поиска: лопатами, щупами, металлоискателями.
«А что вы ищете?» – порой с изумлением спрашивают они. Мы также с удивлением отвечаем: «Солдат Великой Отечественной. Они, освобождавшие Ленинград от блокады, до сих пор лежат в этих лесах непогребенные. Вы разве об этом не знаете?”
Мир вокруг нас в двух измерениях: мы – в XXI веке и в то же время мы – на войне. На войне, которая никак не кончится ни для нас, ни для тех солдат, которые еще лежат и ждут нас, поисковиков.
Работа по поиску погибших и пропавших без вести бойцов Красной армии будет продолжаться еще долго. На смену старым поисковикам приходят юные. Им преподают основы поиска опытнейшие поисковики, среди которых и кандидаты, и доктора наук со всей страны. А значит, будут результаты, и еще сотни бойцов обретут покой.
В ходе экспедиции была хорошая традиция – каждый день на утреннем построении поздравлять именинников. Вот и в мой день рождения мне вручили подарок – журнал «Военная археология». А наши башкирские поисковики испекли походный торт из сгущенки, печенья, лесных ягод и шоколадной крошки. Было очень-очень приятно. А я пожелала сделать мне в этот день еще один подарок — «зацепить», то есть найти солдата. И мое желание материализовалось!
Виталий Томилов, руководитель отряда «Ровесник» прямо возле дороги щупом подцепил солдатский ботинок, копнул дальше – пошли останки. Всем отрядом мы подняли бойца. Нашему солдатику разбило голову снарядом или пулей. Очень надеялись найти медальон, но – увы! -- наш солдат ляжет в братскую могилу безымянным. При раскопках и много позднее все думалось: а вдруг это мой дед Иван Буторин? Ведь он мог воевать и на Волховском фронте… Узнать правду доподлинно мне не суждено никогда.
Имена из солдатских медальонов
Найти смертный медальон и прочитать имя бойца — это огромная удача для поисковика! За четырнадцать дней работы экспедиции найдены 109 бойцов, установлены семь имен. У одного бойца в смертном медальоне оказались иголки: имя установить не удалось (не все солдаты использовали медальоны по назначению). Трое – уроженцы Алтайского края, один – питерец. И каждый раз на утреннем построении при объявлении установленных имен из солдатских медальонов мы хлопали в ладоши и кричали троекратное «Ура!».
Нашли детали разбившегося советского самолета. И большая удача -- в болоте рядом с местом падения самолета обнаружили поршень с шатунами от двигателя М38, на котором есть номерная деталь Ф241324. Можно выяснить, кто был за штурвалом. Запрос поисковики уже направили в центральный архив Министерства обороны.
Новая Малукса. Торжественная церемония захоронения
И вот настал последний день – торжественная церемония захоронения 109 бойцов и командиров Красной армии, найденных в ходе Международной военно-исторической экспедиции на воинском мемориальном комплексе Новая Малукса. Останки одного из воинов, которого удалось идентифицировать, отправят на родину. В Алтайском крае потомки ждут Сергея Голованова. Он будет предан земле в семейном захоронении, рядом с женой.
В братских могилах Новой Малуксы покоятся почти 22 тысячи бойцов Красной армии. На мемориальных досках увековечены почти 11 тысяч человек. Среди них – и имя родного дяди нашего руководителя группы «Живи, Земля!» Равиля Кашапова.
Экспедиция была организована Общероссийским общественным движением «Поисковое движение России» совместно с Министерством обороны РФ, федеральным агентством «Росмолодежь» и Федеральным государственным учреждением «Роспатриотцентр» при поддержке Правительства Ленинградской области, журнала «Военная археология», ПРОО «ПО «Возрождение» и «Россети Московский регион». Партнер проекта «Великая Победа, добытая единством» – Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества независимых государств. Мероприятие проводилось в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы».