Все новости
Новости
19 Октября 2019, 16:00

Геофизики мира говорят на одном языке

Китайские партнеры заинтересовались разработками октябрьских ученых из ПАО НПП ВНИИГИС

В Китае на многих предприятиях делают зарядку ранним утром. Эту практику Виктор Ташбулатов увидел в городе Дзинтау. / Фото предоставлено виктором ташбулатовым.
В Китае на многих предприятиях делают зарядку ранним утром. Эту практику Виктор Ташбулатов увидел в городе Дзинтау. / Фото предоставлено виктором ташбулатовым.
Китайские партнеры заинтересовались разработками октябрьских ученых из ПАО НПП ВНИИГИС.


Виктор Ташбулатов — заведующий лабораторией отдела акустических исследований скважин ПАО НПП «ВНИИГИС». Он автор более 30 научных публикаций. Награжден Почетной грамотой Министерства природных ресурсов РФ (2008), в честь 45-летнего юбилея ВНИИГИС — отличительным знаком Уральской геофизической школы (2001), за заслуги в области геофизических исследований — медалью к 100-летию профессора С. Г. Комарова (2013).


— Почему Вы решили связать свою жизнь с геофизикой?

— Я геофизик во втором поколении. Мой отец — Давлетгарей Батыргареевич — более сорока лет проработал во ВНИИГИС, занимался акустикой. Он мой наставник, благодаря ему я увлекся этим делом. С малых лет приходил к отцу на работу, наблюдал, учился, помогал. В 1983 году окончил Октябрьский нефтяной техникум им. Кувыкина. В 1990 году окончил Уфимский авиационный институт по специальности «инженер электронной техники». В 1991 году устроился во ВНИИГИС. Теперь уже я делюсь знаниями, пытаюсь по мере возможности передать опыт следующему поколению.

Мой отец побывал в рабочих командировках во многих уголках России. Я иногда попадаю на его следы. Те, с кем когда-то работал мой отец, помнят, расспрашивают о нем, передают привет.
— Вы почти тридцать лет занимаетесь акустикой. Как опытный специалист часто бываете в командировках, в том числе зарубежных. Где были и какие работы проводили?

— Я работал в Катаре: мы внедряли аппаратуру, разработанную совместно с отделом электромагнитных исследований скважин – комплексный прибор ТСМ-2 для контроля технического состояния обсаженных скважин. В Омане мы внедряли эту аппаратуру в фирме Vangaard. Потом нас пригласили на работы в Катар, где мы также успешно отработали, нашли место перетока на межтрубьях.
— Недавно Вы побывали с рекламными работами в Китае…

— В прошлом году во ВНИИГИС приезжали представители компании-заказчика ChinaPetroleumUnitCreationEquipmentCO. LTD. Они заинтересовались комплексной термошумоакустической аппаратурой ЗАС-ТШ-42 «Вулкан». Я рассказал им о возможностях прибора. В этом году они пригласили нас на рекламные работы. Поездка оказалась насыщенной: за неполные три недели мы побывали на пяти скважинах в трех провинциях.

Прибор показал хорошую работоспособность, несмотря на сложные условия. Необходимо было найти перетоки, и нам удалось это сделать с помощью нашей аппаратуры на третьей скважине. На первых двух скважинах показали возможности аппаратуры: удалось найти муфты, показать, что происходит в скважине при изменении давления. Им понравился полученный материал.

Наши ребята обработали материал, китайская сторона в свою очередь тоже обработает исходный материал по своим программам, посмотрят, как все сходится. Они будут рекламировать наш прибор в своих провинциях. Если все сложится удачно, то через пару месяцев нас вызовут еще на десять скважин. Это будут уже промышленные испытания.
Возникали ли сложности во время работы? Как удавалось выйти из затруднительного положения?

— Произошел один интересный случай на последней скважине: мне пришлось проявить смекалку. Прибывшая на скважину партия забыла шнур, на котором расположены метки глубин для нашего прибора. Возвращаться за ним далеко, а обойтись никак. Оставалось только сделать его самому. Меня постоянно фотографировали, наблюдали, как открыл свой чемоданчик, нашел необходимые провода, достал штырьки для разъемов. Я взял все это с собой на всякий случай – вот и пригодилось. Мы померили – все один в один подходит. Позвонили, узнали номера контактов. Все помогали, держали, я паял. Подпаялись, воткнулись, включили – все работает. Китайские специалисты были крайне удивлены, обрадовались, что не будет задержек. Наверняка их ждал бы нагоняй за забывчивость: приехали писать материал, а самого главного предмета и нет.
— Вы впервые в Китае. Какие впечатления у Вас остались от посещения этой страны?

— Китайцы — люди открытые, доброжелательные. В глубинке они еще не встречали специалистов из России, поэтому смотрели на меня круглыми глазами. Я был как на блюдечке – это было вдвойне ответственно.

У китайцев своя специфика: они, как и все азиаты, реагируют не так быстро, как хотелось бы. Они говорят: «Не торопись сделать — сделаем». Такой уж у них менталитет, свое видение работы — это надо учитывать. В итоге они всегда доводят дело до конца.

Приятные впечатления оставил после себя Китай. В целом страна понравилась. Сначала мы приехали в Даньянг. Там как раз проходил Праздник богатства. Все должно быть блестящее, золотое, яркое — китайцы с размахом его отмечают, развешивают шарики, взрывают петарды. Удивился, когда внутри одного из кварталов увидел работающую скважину.

На обратном пути через Циндао мне дали возможность полдня посмотреть этот старинный, интересный, красивый город. Он стоит на берегу Бохайского залива, поэтому всегда можно полакомиться свежими морепродуктами, а еще здесь варят очень вкусное пиво. Но основной напиток в Китае – это, конечно, зеленый чай. Китайцы постоянно его пьют, всюду носят с собой термосы с горячим напитком.

В кафе готовят при тебе. Указываешь на понравившуюся рыбу в аквариуме, и ее тут же готовят. Сложно привыкнуть к их еде: много зелени и перца. Всегда на выбор много всяких специй.

В городах у них чисто и аккуратно. Уборкой территории занимаются женщины и мужчины в возрасте. Повсеместно используются скутеры: электротранспорт очень развит, для него есть специальные дорожки. Пожилые едут медленно: на их мотороллерах прикреплен красный флаг, а сами они в оранжевых спецовках с отражающими полосками. Водители вежливые, сигналят редко.

На английском практически никто не говорит. Хорошо, когда рядом с тобой переводчик или знакомый местный житель, чтобы не искать подолгу, куда сходить и что купить.
— Зарубежные командировки помогают в работе?

— Конечно, это возможность пообщаться со специалистами из других стран, которые занимаются одним и тем же делом. Нам долго ничего друг другу объяснять не приходилось, даже несмотря на языковой барьер, могли буквально на пальцах объясняться. Общее дело помогало понять друг друга.

К тому же, можно перенимать друг у друга опыт. Например, китайцы используют энергию ветра. У них очень густая сетка скважин, кругом стоят ветрогенераторы, которые обеспечивают их электричеством.

Да и вообще, посещать новые страны интересно и познавательно.


Кстати

На днях в Октябрьский прибыл представитель заказчика,Суи Цзин Гуа,переводчик, который сопровождал Виктора Ташбулатова в Китае. Он отметил:

— Виктор Давлетгареевич выполнил демонстрационные работы в полном объеме. В силу некоторых причин, заказчики не сумели в полной мере оценить работоспособность прибора. Тем не менее, они остались довольны результатами, у китайской стороны появился большой интерес к аппаратуре. Виктор Давлетгареевич отлично отработал. На одной из скважин мы измеряли интервал исследования и не нашли шум. Было три часа ночи, все устали, но Виктор Давлетгареевич продолжал работать, так как у нас было задание не измерить этот интервал, а найти шум, поэтому решили измерить целиком всю длину скважины, а это примерно 200 метров, так и просидели до утра. Заказчики были впечатлены, конечно, высокой работоспособностью, ответственностью, внимательностью, качеством работы приглашенного специалиста.

Китайская сторона заинтересован в дальнейшем сотрудничестве, поэтому мы еще раз пригласим специалистов на промышленные испытания. На мой взгляд, в будущем будет большой спрос на этот прибор в Китае.



Читайте нас: