С принятого в декабре 1998 года Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» началось создание судебных участков и назначение мировых судей по всей стране.
Учреждение мировых судов было вызвано необходимостью разгрузки федеральных судов — городских и районных. Сегодня мировые суды играют важную роль в обеспечении защиты прав граждан. С их появлением правосудие стало более доступным для людей. И они действительно разгрузили федеральных судей.
Башкортостан стал одним из первых регионов, где двадцать лет назад первые мировые суды влились в единую судебную систему России. Они начали принимать к рассмотрению гражданские, административные и уголовные дела по упрощенной процедуре, когда срок наказания в виде лишения свободы не превышает трех лет, а размер денежного требования — 50 тысяч рублей (в отдельных случаях — 100 тысяч). И если в суде общей юрисдикции на рассмотрение, например, гражданского дела федеральному судье отводится два месяца, то мировому судье для вынесения решения достаточно одного.
Мировой судья рассматривает дела всегда единолично. Это также является одной из особенностей данного вида судопроизводства. В остальном же ход судебного процесса подчиняется действующему законодательству.
В Октябрьском первым мировым судьей судебного участка № 1 стал Сергей Орлов. В судебном участке № 2 — Тамара Свистун. Когда образовался судебный участок № 3, в него пришел Расим Абдуллин. В четвертом участке место мирового судьи занял Евгений Карнаухов. В пятом и шестом судебных участках начали работать Александр Майоров и Наиля Сулейманова. Наиля Мухтарулловна и сегодня продолжает свою трудовую деятельность на своем судебном участке — № 6, являясь старожилом мирового суда в Октябрьском. В разные годы мировыми судьями также были Вера Конакова, Любовь Иванова и Алла Чечулина.
Окончательно судебные участки в Октябрьском сформировались в 2002 году.
Путь в профессию у каждого, надевшего черную мантию, был свой. Если вначале мировыми судьями становились, как правило, бывшие милиционеры, представители следственных органов и прокуратуры, то сегодня в мировом суде можно встретить не только юристов в первом или втором поколении, но также бывших учителей и работников некоторых других сфер. Они получили второе высшее — юридическое образование и, поработав секретарями и помощниками, стали мировыми судьями. Процесс этот очень длительный и далеко не каждый может пройти строгий профессиональный отбор.
Сегодня мировыми судьями, наряду с Наилей Сулеймановой, трудятся Руслан Суюндуков (судебный участок № 1), Юлия Егорова (№ 2), Олеся Ахметова (№ 3), Азамат Гайнитдинов (№ 4) и Зульфия Чернова (№ 5). Рядом с ними работают помощники судей, секретари аппаратов мировых судей и судебных заседаний, заведующая канцелярией. Нагрузка на всех колоссальная и ответственность огромная. Наверное, поэтому дети нынешних мировых судей не очень-то хотят идти по стопам родителей. «Моя дочь отказалась от этой профессии, — говорит Юлия Егорова. — Может быть, потому, что видит, что у мамы порою минуты свободной от работы нет, даже в домашних условиях».
Сравните. Если за первые пять лет работы Октябрьского мирового суда в нем было рассмотрено порядка 9 тысяч гражданских и столько же административных дел, а также 1,5 тысячи уголовных, то за последнюю «пятилетку», соответственно, 45800, 12750 и 1750. Объяснить это можно разными причинами, но назову только одну. Горожане не сразу, но со временем стали все больше и больше доверять мировым судьям. Это о многом говорит.