Прекрасный технопарк, вдруг появившийся в Октябрьском как по волшебству и описанный журналистом «ОН» Надеждой Казаковой, по сути имеет долгую предысторию, прочное основание и широкую базу. Много раз октябрьские мальчишки и девчонки доказывали на протяжении XXI века, что они — умные и продвинутые. Регулярно побеждали на республиканских и российских конкурсах, поступали в престижные вузы, добивались профессиональных успехов. Те, кто уже прошел все эти ступени, откликнулись на событие в ДДиЮТ и прислали интересные напутственные ролики. Один из них прилетел из Нью-Йорка, другой с Севера.
Андрей Калмацкий — ведущий программист в Google США. Он вспоминает, как в 1998 году увидел первый компьютер, познакомился с машинным кодом «Бейсик», как они с друзьями круглые сутки пропадали в компьютерном классе Ирины Леонидовны Киселевой: «Ей огромное спасибо! Профессия программиста мне нравится потому, что постоянно приходится расширять границы возможного. Например, когда работал еще в «Зодиак Интерэктив», мы писали софт для телевизионных кабельных ресиверов — это слабый компьютер (примерно в тысячу раз слабее современного сотового телефона), и на нем наши программы должны были прокачивать огромные объемы данных, показывать плавную анимированную графику и годами работать без перезагрузок. По-моему, это очень сложные требования. Мы разработали графический фреймворк и язык программирования — единственный в мире безопасный язык, не пользующийся сборщиком мусора. Благодаря этому увеличилась скорость разработки софта: вместо человеко-лет — буквально за недели».
Сергей Богданович трудится на Севере, в нефтяной отрасли, но был период, когда он работал в газете «Октябрьский нефтяник», устанавливал на компьютеры операционную систему Linux, решал (в качестве главного инженера) множество программных (и не только) задач в редакции и типографии. Он рассказывает: «Мы начинали в удивительное время, когда большие компьютеры стремительно уменьшались в размерах, а их вычислительная мощь вырастала. Чтобы справиться даже с самым слабым из них, нужны базовые знания об устройстве и методе создания программ. На уроки информатики тогда отводилось всего два часа — одно занятие в неделю. Этого, конечно, мало для таких людей, которые, как я, решили связать свою судьбу с этой работой. Поэтому мы задерживались либо после уроков, либо приходили в другие дни. После окончания школы я пришел на предприятие. Начал внедрять на производстве сетевые технологии, настраивать серверы, обучать людей работе с компьютерами. Нужно было новое программное обеспечение, в частности системы автоматизированного проектирования для конструкторского и технологического отделов, и тогда появилась мысль, что для работы конструктора просто экрана компьютера — мало. Нужен виртуальной рабочий стол (либо дополненной, либо полной виртуальной реальности). Компьютеры тех времен уже могли комплектоваться шлемами и перчатками виртуальной реальности, но не позволяли по своей мощности проделать эту работу, а на современном этапе развития такое уже возможно. И ваших силах, и ваших возможностях все это сделать. И виртуальный рабочий стол конструктора, который будет парить в воздухе над физическим столом в виртуальной реальности. Это одна из многих задач, которые сегодня нуждаются в разработке. Есть еще более обширная область, например, написать управляющую программу-драйвер для датчиков либо двигателя. Даже если они аналоговые, это все цепляется к специальной плате и обслуживается микропрограммами».
Этим людям пора уже делиться опытом и давать напутствия молодежи. Что они и сделали.
Андрей Калмацкий: «Первое — учите английский язык. Мир стал большой деревней, и, не выходя из дома, вы можете оказаться в одной проектной команде с китайцами и французами, и эти ребята будут говорить с вами на английском, это язык инженерии, науки, а еще — путешествий, форумов, фильмов. Учите его, это пригодится. Второе. Получите диплом. Я учился в нефтяном и авиационном университетах и оба бросил. И очень жалею, всю жизнь мне не хватало фундаментальных знаний. Постоянно случались ситуации, когда нужно знать линейную алгебру, комбинаторику, кватернионы или теорию категорий. И это все приходится учить по ночам в свободное время, самостоятельно. Это очень тяжело, не повторяйте моей ошибки, поступите в вуз и получите диплом — он откроет множество дверей, которые иначе будут для вас закрыты. Третье — учитесь на ошибках, своих и чужих. Когда я провожу собеседование, часто спрашиваю кандидатов: «Какие провальные проекты вы помните и какие вы из этих провалов сделали для себя выводы?» Вообще, это не стыдно и не страшно — совершать ошибки, не совершает их только тот, кто ничего не делает. Страшно совершать одну и ту же ошибку раз за разом. Учитесь на своих ошибках — это сделает вас лучше, учитесь на чужих — это выгодно и полезно. А вот истории успеха чужих людей вам ничем не помогут. У них другая жизненная ситуация, другие интересы, цели, способности, это вам ничего не даст. Если вы из моей речи запомните хотя бы три слова, пусть это будут: английский, диплом и анализ ошибок (впрочем, это уже четыре слова). Спасибо».
Сергей Богданович: «В любом направлении человеческой деятельности теперь можно и нужно применять программирование. Учитесь, учитесь, учитесь, всегда, постоянно, пишите код, грызите алгоритмы — даже небольшой скрипт может здорово улучшить вашу жизнь и не только вашу. Поэтому добро пожаловать в мир программирования!»
Прекрасные пожелания, и они очень кстати: скоро Новый год! Можно начать новую жизнь, летать в виртуальной реальности, которая дает сейчас вполне земные бонусы.