Опрос школьников показал, что с жанром письма они знакомы, но не используют в повседневной жизни.
При этом ребята пишут на уроках русского и английского языков, литературы, знакомы с письмами литературных героев (например, письмо Татьяны к Онегину).
Кроме того, учащиеся используют эпистолярный жанр для того, чтобы обратиться к Деду Морозу, написать письмо в другую страну… Но, к сожалению, умение составлять письма не является для них необходимостью, хотя это дает возможность выразить истинные чувства, высказать сокровенные мысли, продемонстрировать умение говорить грамотно и красноречиво.
В современном мире требуется быстрый обмен информацией, поэтому современные школьники предпочитают переписываться короткими сообщениями, передаваемыми по электронной почте и в различных социальных сетях.
А письмам, которыми обменивались наши родители, бабушки-дедушки со своими сверстниками, предпочитают современное общение, обмен яркими и актуальными в данный момент впечатлениями, эмоциями, часто только с помощью графических символов или картинок. Это всеми любимые смайлики.
К сожалению, это приводит к тому, что дети не умеют анализировать свои чувства, а это приводит к неспособности понимать переживания других, равнодушию, холодности.
Учителя-языковеды знакомят детей с эпистолярным жанром на своих уроках. Например, в девятом классе этой теме посвящен урок, на котором ребята обучаются навыкам правильного оформления посланий, и в качестве домашнего задания пишут сверстнику письмо о волнующих их проблемах. Как рассказали дети, на уроках английского языка они тоже используют этот жанр.
Понятно, что эта форма письменного обращения не должна кануть в Лету, потому что она может научить детей не только грамотно выражать свои мысли, но и заставляет их задуматься над своими и чужими поступками, обогащает их внутренний мир эмоциями и чувствами. А значит, обучение письму – очень важный элемент воспитания подрастающего поколения.
Как сформировать у ребенка красивый почерк ?
Эльмира Аюпова, учитель школы № 9
Большую роль в формировании каллиграфического письма играют желание и старания самого ученика, а педагоги со своей стороны создают условия для формирования этого навыка.
Сформировать каллиграфический почерк можно при помощи регулярных упражнений для развития мелкой моторики рук ребенка.
Такие игры и упражнения проводятся ежедневно на различных уроках. Способствуют развитию красивого почерка лепка, аппликация, рисование. Отличное средство для улучшения работы мелких мышц кисти — пальчиковая зарядка. А игра в театр теней учит малыша складывать из пальцев различные фигуры. Твистер для пальцев — есть такая игра — тоже очень действенное средство. Можно просто играть в Золушку. Попросите ребенка перебрать крупу. Как в сказке — отделить горох от чечевицы. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке, нанизывание бус и пуговиц, плетение косичек из ниток, венков из цветов… Все это способствует формированию красивого почерка.
Не стоит забывать и о режиме соревнований. Ведь чтобы ребенок чему-то научился, надо обеспечить ему успех, доставить радость творчества.