В 2019 году в службу судебных приставов Башкирии поступило 658 обращений граждан на противоправные действия коллекторских агентств. В результате последние оштрафованы на три с лишним миллиона рублей.
Контроль за юридическими лицами, в чью деятельность входит взыскание просроченной задолженности, служба судебных приставов нашего региона осуществляет с 2017 года. Как показывает практика, далеко не все они, а также банковские организации взаимодействуют с заемщиками в соответствии с действующим законодательством. Зачастую представляющие их сотрудники нарушают права и интересы должников.
— Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан приняло к рассмотрению в 2019 году в два раза больше обращений от заемщиков, чем в 2018 году, — сообщил редакции заместитель начальника Октябрьского городского отдела УФССП по РБ Константин Белов. — Из этого количества 278 заявлений были на действия организаций, которые занимаются взысканием просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности и 247 обращений в отношении различных микрофинансовых и микрокредитных компаний. Еще 43 — на кредитные организации, которые вправе самостоятельно взыскивать просроченную задолженность, и 90 — жалобы на действия иных лиц.
Коллекторы и кредиторы превышали максимально допустимое количество контактов с заемщиками, а также с третьими лицами без их согласия или согласия должников. Они оказывали на заемщиков психологическое давление и угрозы, рассылали сообщения ненадлежащего содержания и вводили должников в заблуждение. Кроме того, раскрывали персональные данные людей и сведения об имеющейся у них задолженности.
В отношении таких коллекторов и кредитных организаций, в том числе и представляющих их должностных лиц, в 2019 году возбуждено 105 административных дел. Из них в судах рассмотрено 90.
— Помимо правоприменительной практики приставы проводили работу и по повышению правовой грамотности населения, — говорит Константин Белов. -- Регулярно организовывали выездные приемы и дни консультаций для горожан. В Октябрьском, например, организовано три таких приема. В ходе встреч людям разъясняли основные правила поведения при взаимодействии с так называемыми «коллекторами», превышающими нормы Федерального законодательства. Эта работа будет продолжена и в 2020 году. Ни одно обращение заемщиков о неправомерных действиях в отношении них без внимания не останется.