Все новости
Новости
12 Апреля 2020, 15:16

Как взлетали корабли, видел своими глазами

Строительство космодрома Байконур навсегда наполнило Михаила Харина яркими впечатлениями

Строительство космодрома Байконур навсегда наполнило Михаила Харина яркими впечатлениями
В январе 1967 года 29‑летнего специалиста треста «Туймазанефтестрой» Михаила Харина призвали из Октябрьского на военную службу. Его профессия инженера‑строителя понадобилась для возведения стартовых площадок и многого другого на месте будущих стартов пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов.
— Поезд остановился на станции Тюра в казахстанской степи. Миновав контрольно‑пропускной пункт, я, молодой офицер, оказался на территории города Ленинска. Его тогда ни на одной карте мира не было, — вспоминал о годах службы на Байконуре Михаил Захарович.
Дома осталась жена с маленьким сыном. Такое решение глава семьи принял не зря. Природные и географические условия в тех местах были идеальными только для запуска ракет. Для тех, кто это обеспечивал, они были ужасными. Жара до 40 с лишним градусов летом (300 солнечных дней в году) и морозы до 40 градусов с пронизывающим ураганным ветром зимой. Вода очень плохого качества. Солончаковые почвы быстро выводили из строя трубы канализации, теплоснабжения и водопровода. Постоянными были перебои с электричеством.
Харина назначили вначале начальником строительного, затем строительно‑монтажного участка в войсковой части. Он обеспечивал инженерное сопровождение и руководил работами по строительству стартовых площадок, сборочных монтажно‑испытательных корпусов.
Очень трудно было делать подготовку под фундаменты. После полутора‑двух метров вместо песка зачастую шла осадочная горная порода из очень мелких частиц, плотно связанных между собой. Ее не брали ни ковши экскаваторов, ни отбойные молотки. Приходилось взрывать.
И только весна в казахстанской степи была красива. Михаил никогда не забудет изумительные байконурские тюльпаны. Уезжая, многие брали с собой их луковицы, но они нигде больше не приживались.
Через год жене Харина — Дине Рашидовне, тоже инженеру‑строителю, удалось переехать к мужу. На их глазах взлетали со стартовых площадок и вырывались за пределы атмосферы земли беспилотный космический корабль «Союз‑2», «Союз‑3» с летчиком‑космонавтом Георгием Береговым на борту, производился запуск межпланетной станции «Венера‑5», которая совершила посадку на ночной стороне Венеры, отправили в космос «Союз‑4» с Владимиром Шаталовым, а также «Союз‑5» с Борисом Волыновым, Алексеем Елисеевым и Евгением Хруновым…
Михаил Захарович служил и в других точках необъятной родины. Но Байконур навсегда остался в памяти. О нем напоминает нагрудный знак «Отличник военного строительства», которым его удостоили в 1967 году, и медаль «50 лет космонавтики».

После службы в армии Михаил Харин вернулся в родной Октябрьский
и до пенсии трудился в тресте «Туймазанефтестрой» и ОАО «Стронег»,
а его жена учила молодежь в СПТУ‑4. / Фото из архива семьи Хариных

Песчаные бури бушевали столь сильно, что солдаты прятались от них, а упущенное наверстывали ночью. Ураганный ветер поднимал такие плотные тучи пыли, что не было видно солнца. Ураган мешал работать подъемным кранам, путал стропы.
И все‑таки солдаты и руководивший ими Харин вгрызались в землю, качественно бетонировали, а затем устанавливали на твердом надежном фундаменте нужные конструкции.
Читайте нас: