Мы привыкли применять крылатые выражения в повседневной жизни. Но знакомы ли мы со значением этих фраз?
“Ходит гоголем” — так говорят о человеке с важной походкой. К известному писателю Николая Гоголю этот фразеологизм никак не относится. Гоголь — это определенная порода диких уток, которые, как и другие сородичи, ступают вперевалку, выпятив грудь и гордо закинув голову.
“Он для нас отрезанный ломоть” — эта фраза относится к человеку, который в силу своей самостоятельности не нуждается в чьем-либо попечении. “Отрезанный ломоть к хлебу (караваю) не приставишь” — так полностью звучит поговорка. В старину ее применяли к дочерям, которые вышли замуж и уехали далеко, или к сыну, который зажил своим домом. Есть версия, что эта фраза всего лишь оксюморон — в старину хлеб, как символ счастливой жизни, не резали ножом, а ломали руками.
“Пьяный в зюзю”, — слышит в свой адрес человек подшофе. В стихотворении Александра Пушкина есть такие строки:
С коня калмыцкого свалясь,
Как зюзя пьяный, и французам
Зюзя — так в Псковской области, куда был сослан Пушкин, называли свинью. Так что синоним известного фразеологизма: “пьяный, как свинья”.
“На лбу написано” — это крылатое выражение применяется к человеку, у которого, как правило, нехорошие намерения. Выражение появилось еще во времена правления императрицы Елизаветы Петровны. В 1746 году она приказала наносить на лоб преступникам клеймо, чтобы их можно было отличить от благочестивых людей. Этот исторический факт породил и такие фразеологизмы, как “прожженный преступник” и “заклеймить позором”.
“Не кричи на всю Ивановскую” — признайтесь, хотя бы раз в жизни вы бросали эту фразу домочадцам или собеседникам. А знаете ли вы, что прародителем этого выражения стала одна из самых старейших площадей Московского Кремля — Ивановская? Именно на этой площади оглашались указы, распоряжения, которые касались жителей Москвы и всего государства. Чтобы о нововведениях было слышно всем, дьяк провозглашал их очень громко — на всю Ивановскую.