Представители местной общественной организации г. Октябрьского «Защита прав потребителей» и Региональной общественной организации «Защита прав человека и гражданина имени Зинфиры Шарифулловны Галиуллиной» провели очередной рейд по торговым объектам города. От предыдущих он отличался тем, что на этот раз правозащитники на местах указывали на нарушение правил торговли и рассказывали продавцам и предпринимателям о том, как исправить ситуацию, чтобы избежать штрафных санкций. Представители двух организаций совместно с общественными контролерами в микрорайонах посетили небольшие магазины шаговой доступности.
Представители местной общественной организации защиты прав потребителей отмечают, что в очень многих магазинах и кафе не придают серьезного значения оформлению уголка потребителя, считая его не столь нужным и значимым для торгового предприятия. Однако покупателям этот стенд сообщает об официальной работе магазина и безопасности реализуемой продукции. Законодательство вменяет в обязанность размещать его в таком месте, чтобы каждый посетитель торгового предприятия мог свободно подойти к нему.
Расположение уголка за стойкой продавца, либо в недоступном месте, либо его отсутствие является нарушением. За эту, казалось бы, мелочь магазин могут наказать по Кодексу об административных нарушениях на десять тысяч рублей (определение Верховного суда РФ от 23.08.19 № 301‑ЭС19‑13311).
Еще одно из самых распространенных нарушений при торговле мороженым в небольших магазинчиках — нарушение выкладки молочных и молокосодержащих продуктов, отмечают правозащитники.
— Размещение данного вида продукции должно быть таким, чтобы покупатель мог визуально отделить продукцию без заменителей молочного жира от продукции с заменителем. Например, при продаже мороженого на холодильнике должно быть указано, в каком месте размещается продукт, изготовленный из натурального сырья, а в каком — с заменителем молочного жира. Это правило продажи отдельных видов товаров в нашей стране действует с 1 июля 2019 года, но для некоторых торговых работников оно является новостью, — осматривая холодильник с мороженым в точке индивидуального предпринимателя в ТРК «Верба», прокомментировал заместитель председателя Региональной общественной организации Раиль Нуруллин.
В двух случаях в ТРК «Верба» и в магазине «Регина» в 21‑м микрорайоне проверили правила продажи выпечки.
— Выпечка должна быть доступна для глаз, но не для рук покупателей — и это требование здесь соблюдается. Обозначена стоимость каждого вида изделия. Однако ни в одном магазине, торгующем пирожками и выпечкой, не встретили информацию о времени изготовления продукции и поступлении ее на прилавок. Это тоже одно из обязательных требований действующего законодательства, — отметил Раиль Исламгалиевич.
Правозащитники потребителей обратили внимание на ценники и пояснили, что стоимость на ценнике должна быть только одна. Магазины часто добавляют две — старую и акционную, общую и для владельцев карт лояльности. Это незаконно. Ценники необходимо оформлять по правилам в едином стиле на бумаге, электронном табло, грифельной доске или информационном стенде. Из него покупатель должен узнать название, сорт товара, при производстве хлебобулочной продукции обязательно указывать наличие используемых генетически модифицированных ингредиентов и др. Цены на кассе и в ценнике должна совпадать.
К чему может привести недостоверная или неполная информация на ценнике? На индивидуального предпринимателя могут наложить штраф в размере до трех тысяч рублей, на юридическое лицо — от десяти до тридцати тысяч рублей.
Практика проверок показывает низкий уровень профессиональной грамотности предпринимателей. В этот раз участники рейда даже столкнулись с тем, что продавцы и особенно начинающие предприниматели не знают о существовании Правил торговли, хотя это один из основных документов, который регламентирует работу любого торгового предприятия.
Сегодня каждый покупатель может отправить в любую инстанцию фото и видеоматериал о нарушении, не ставя в известность руководителя торгового объекта. А санкции за нарушения немалые.
— Я рекомендую предпринимателям, работающим в сфере торговли, изучить и знать два основных нормативно‑правовых документа: Постановление Правительства РФ № 2463 от 31.12.2020 г. «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли‑продажи, перечня товаров длительного пользования…», которые вступили в силу с 1 января 2021 года и действуют до 1 января 2027 года, и закон «О защите прав потребителей» № 2300‑1 от 07.02.1992 г. Это поможет благополучно проходить проверки, избегать конфликтов с покупателями и наложения штрафов, — посоветовала руководитель местной организации «Защита прав потребителей» в г. Октябрьском Юлия Нуруллина.