Наследница
Все началось 24 года назад, после звонка первого руководителя образцового вокального ансамбля «Солнышко» Ирины Гауф. Светлана Серягина в то время работала в школе, вела уроки ритмики. До этого окончила музыкальный колледж по специальности «дирижер». Всегда любила петь.
— Ирина Николаевна где‑то меня услышала и позвала в свой коллектив, — вспоминает Светлана Кимовна. — В те годы я выглядела как подросток и вполне сошла за свою в старшей группе ансамбля. Выступала с ребятами, ездила на конкурсы, впитала в себя все уроки Ирины Гауф. После ее ухода мне предложили должность руководителя.
Светлана Серягина стала наследницей своей наставницы и не растеряла оставленное ей богатство: наоборот, удержала и приумножила. Поначалу, конечно, было немного боязно, но она работала не покладая рук.
Потом пошли конкурсы, дипломы, появилась уверенность в своих силах. «Солнышко», как ему и положено, продолжало и продолжает дарить свет.
Зрители не смотрят на часы
В ансамбле бережно чтят память о первом руководителе.
— Ирина Гауф дала мне путевку в жизнь. Научила профессии. Дети ее знают, — говорит Светлана Кимовна. — «Солнышко» — образцовый вокальный ансамбль.
Это не просто любительское объединение или кружок пения. Дети оканчивают обучение со свидетельством. Это своего рода вокальная школа.
В ансамбле подбирают такой репертуар, чтобы он брал за душу, чтобы зритель не смотрел, скучая и борясь с зевотой, на часы, а слушал не отрываясь. Вокалисты стараются петь так, чтобы нельзя было оторвать глаз от сцены, чтобы были мурашки по коже, а может, и слезы после душевной песни. Работают ребята преимущественно в лирическом жанре. Поют о Родине, о дружбе, о любви, о природе.
Эталон — группы «Песняры», «Самоцветы»
В ансамбле три группы детей в возрасте от шести до пятнадцати лет. К сожалению, набрать больше не получается. Хотя желающих петь на сцене много. В ансамбль дети идут охотно, но принимают сюда только ребят с вокальными данными.
— Обучаю правильному голосоведению, — делится Светлана Серягина. — Мы работаем в стиле эстрадного вокала. Эталон — группы «Песняры», «Самоцветы». Стараемся, чтобы голос лился беспрерывно, чтобы ребята пели, как профессионалы. Главное в работе — профессионализм. Стараюсь все делать основательно, прочно, ни на один день. Надо оставлять после себя хороший след.
Вокал — это тяжелейший труд
Что нужно для успешного выступления? Оказывается, масса всего. Надо сформировать у детей правильную речь, нужны соответствующие костюмы, хореографическая подготовка. Дети должны быть знакомы с историей песни, знать, что она несет в себе, каков ее характер, иначе исполнение не будет осознанным и прочувствованным. Но главное, конечно, вокал.
— А это очень тяжелый труд, — говорит художественный руководитель. — Не все его выдерживают.
Как удается сделать, чтобы труд был в радость? Прежде всего — дружить с детьми, сплотить их в единый дружный коллектив.
— Разговариваю с детьми, обсуждаем наболевшие вопросы. Мы дружим. Прежде чем учить, ребят надо расположить к себе, настроить на нужную волну.
Моя любимая каста
Какие цели ставит перед собой вокалист и педагог Светлана Серягина?
— Прежде всего стараюсь воспитать в детях лучшие человеческие качества: чтобы они не только любили и понимали музыку, но и уважали старших, умели отличать плохое от хорошего, разбираться в людях, — перечисляет Светлана Кимовна. — В «Солнышке» собрались творческие ребята, тонкие и ранимые, с обостренным восприятием жизни. Это, конечно, одаренные дети. Без голоса не исполнить трудные произведения. Они добрые, воспитанные. Благодарные — и это важно. Скучают по ансамблю и приходят в гости спустя годы после выпуска. Я бы сказала, что вокалисты — это особая каста. Моя любимая каста.
Светлана Кимовна с радостью встречает успехи — маленькие и большие — своих детей. Это когда у малышей получается многоголосие. Или ребята на концерте отлично выступили. Добились победы на конкурсе российского уровня. Услышали похвалу в свой адрес от авторитетов в сфере культуры. Таких моментов множество. И все они складываются в цветную мозаику, в картину такого трудного, но и такого счастливого пути наставника, открывающего двери в искусство юным дарованиям.