Все новости
Город в лицах
2 Февраля 2020, 16:00

Типографию без Садретдинова представить себе не могу

Труднее всего написать о человеке, которого знаешь хорошо, когда не только неточное слово, но и неточная буква свидетельствует: сфальшивил.Очень хочу избежать этого, рассказывая о Раиле Садретдинове, директоре городской типографии на протяжении сорока с лишним лет. Без преувеличения можно утверждать, что это его детище.

Труднее всего написать о человеке, которого знаешь хорошо, когда не только неточное слово, но и неточная буква свидетельствует: сфальшивил.
Очень хочу избежать этого, рассказывая о Раиле Садретдинове, директоре городской типографии на протяжении сорока с лишним лет. Без преувеличения можно утверждать, что это его детище.
Когда он по окончании Рыбинского полиграфического техникума он прибыл сюда руководить ею, то был очень молодым человеком. Как в конце семидесятых годов прошлого века ему доверили типографию? Тогда к должности руководителя любой организации, предприятия или учреждения допускали в зрелом возрасте, а типография была особым объектом: здесь можно напечатать не только газеты и бланки, но и — не приведи Боже — листовки, брошюры сомнительного с точки зрения руководящей и направляющей на тот момент силы содержания, да мало ли чего еще! А Раиль Мухаметович даже коммунистом не был.
И тем не менее назначение состоялось, молодой директор поселился рядом с местом своей работы — получил одну из двух жилых квартир, расположенных на втором этаже здания типографии. Начались будни, один день был похож на другой.
Никаких ЧП на производстве не случалось, кроме поломок полиграфического оборудования. Да и они не приводили к ЧП, им могло бы закончиться, если б печатную машину или другую технику, востребованную для выпуска газеты, вовремя не отремонтировали и «Октябрьский нефтяник» к утру бы не отпечатали. Такого никогда не было. В том числе и потому, что в подобных случаях директор надевал рабочий халат и вместе с наладчиком включался в процесс. Если какой-то механизм оказывался изношенным, то Садретдинов в оперативном порядке договаривался с руководителем одного из местных предприятий, чтобы срочно выточили нужную деталь. Когда в условиях города ее изготовить было невозможно, и на замену требовалось несколько дней, то печатали наше издание в типографии соседних Туймазов — такое случалось нечасто. Но всегда к урочному часу газета была готова.
Кстати, о Туймазах. По замыслу республиканского руководства отрасли, типография этого города должна была стать своего рода кустовой, где печатались бы периодические издания близлежащих районов. Это логично: Шаран и Бакалы к Туймазам ближе, чем к Октябрьскому. Тем не менее эти районные газеты — и не только эти — печатают в Октябрьском. Потому что Раиль Мухаметович опередил. Не дожидаясь бюджетного финансирования, за счет заимствованных средств он приобрел полиграфическое оборудование, благодаря чему баланс сил изменился в нашу пользу. Кредиты для обновления техники он брать не боялся, был уверен, что это себя оправдает. Так оно всегда и получалось.
Наверное, производство печатной продукции -- единственная отрасль, в которой не работает утверждение о том, что кадры решают все. Люди могут быть самые замечательные, но устаревшее оборудование не даст того качества печати, которое обеспечивает современное.
И, верный принципу самому отвечать за все, он ехал за механизмами, грузил их — зачастую без применения кранов и лебедок, со товарищи, и разгружал, устанавливал на нужные площадки, освобождая те от старой техники, тоже вручную. Поэтому в своей типографии хорошо знал не только каждую машину, но и каждый механизм. И как всегда, в случае поломки, засучив рукава, вместе с печатниками или настройщиками разбирал сломанное, возвращал агрегат к жизни. Не уходил домой, хоть и жил уже не в одном здании с типографией, пока проблема не была решена. Иногда это происходило глубоко заполночь.
Еще один принцип, которому следовал Раиль Мухаметович, -- иметь впрок расходные материалы. Газетную бумагу закупал фурами. И для того, чтоб запас всегда был (иногда коллег из других типографий выручал), и потому что большие партии продают по более низкой цене за тонну. То же самое было и с пластинами для печати.
А еще он бережно относился к людям. Редакция и типография были не просто соседями по зданию, наши сотрудники плотно общались друг с другом во время выпуска газеты. Никто из типографских работников ни разу не высказал ни одной претензии в адрес директора. Здесь почти нулевая ротация кадров. Достигшие пенсионного возраста не спешат расставаться с предприятием, а уйдя на заслуженный отдых, приходят сюда. Кабинет Садретдинова всегда был открыт для них.
Три с лишним десятка лет из общего стажа Раиля Садретдинова мы работали хоть и в родственных, но разных предприятиях, а почти пять лет назад года все октябрьские структуры министерства печати республики объединили в один филиал -- Октябрьский информационный центр ГУП «Издательский дом “Республика Башкортостан”». Руководителем его назначили Раиля Мухаметовича. Мне известны случаи, когда руководители других ИЦ (объединение прошло по все республике) стали активно вмешиваться в деятельность редакций. Для нас, к счастью, фактически ничего не изменилось.
Недавно Раиль Мухаметович ушел на заслуженный отдых. В его адрес прозвучало много добрых слов. Несомненно, что его знания и опыт будут востребованы в типографии, которую трудно представить без Раиля Мухаметовича, и мы надеемся, что, немного отдохнув от трудов праведных, в каком-то качестве он вернется туда.
Фото из архива редакции
Читайте нас: