В коллективе ремонтно‐механического цеха Рамзия Мустафина одна женщина. Коллеги с уважением относятся к ней и как к женщине, и как старейшему, уважаемому работнику и опытному специалисту.
— Наша Рамзия Марвановна не просто хороший работник, который выполняет и даже перевыполняет свою норму, она еще и очень добрая, веселая, позитивная, энергичная. Порой встречаешь ее в цеху напевающей песню, — говорит нормировщик Наталья Антипова.
Сопла, штуцеры, специальные гайки — тысячи деталей созданы ею за годы на ОЗНПО.
Она — одна из немногих, кто вытачивает мелкие детали, требующие точности и ювелирного подхода. Причем берется за такое с удовольствием.
— Мне нравится моя работа. Она всегда разная, требует разного подхода. Например, к изготовлению детали из меди нужно подойти не так, как к созданию того же изделия из бронзы.
Когда я у станка, вся ухожу в работу. Стараюсь трудиться с душой, с полной самоотдачей, иначе не создать того, что нужно, да и радости от работы не получишь.
Рабочий день у меня пролетает как одно мгновение. Да что рабочий день — не заметила, как 45 лет прошло, — говорит Рамзия Мустафина.
В профессии токаря нет мелочей, отмечает героиня моего рассказа. Особенно важны внимательность, собранность, точность. Эти качества помогают не просто выполнить техническое задание в срок, но и сделать его без брака.
Рамзия выбрала профессию токаря не потому, что хотела выделиться. Правильнее будет сказать: не она выбирала профессию, судьба определила ей быть токарем.
В далеком 1977 году она, деревенская девушка, приехала из Оренбургской области в училище № 30. Ее определили в группы по обучению токарному делу.
Рамзия начала осваивать его с ответственностью и трудолюбием — так, как привыкла трудиться с детства. Через год проходила практику в ОЦБПО. Училище выпустило четыре группы токарей‐девушек. Мустафина вновь пришла в ОЦБПО, туда, где ее уже знали и ждали. В то время там трудились примерно 15 девушек‐токарей, и профессия эта не считалась сугубо мужской.
С годами прикипела к предприятию душой. Во‐первых, благодаря наставнику — токарю с большим стажем Виктору Осипову. До сих пор Мустафина с благодарностью и добрыми словами вспоминает его.
— Виктор Николаевич наставлял любить профессию — без этого человек не может состояться как специалист и вникать в ее тонкости — без этого не будет роста в профессии, — говорит Рамзия Марвановна.
Во‐вторых, уже через год ей дали комнату в общежитии на улице Кувыкина, а через десять лет — двухкомнатную квартиру в 24‐м микрорайоне, где сейчас и живет.
В‐третьих, нравились коллектив цеха и атмосфера на предприятии. На заводе кипела общественная жизнь, и Мустафина принимала в ней активное участие. Ее не раз отмечали почетными грамотами, а ее фото нередко помещали на Доску почета завода.
Мустафина всегда жила и по сей день живет не одной работой. В свободное время вяжет и уже много лет создает картины лентами. Свои изделия дарит близким, знакомым, друзьям и коллегам. Сейчас помогает дочери воспитывать детей: у Мустафиной внук — девятиклассник и внучка — первоклассница. Без дела не сидит, не в ее характере, говорит Рамзия Марвановна, и поэтому она, несмотря на коллизии судьбы, не теряет интереса к жизни и работе.
Семь лет, как Рамзия Марвановна уже находится на заслуженном отдыхе. Понимает, что пора бы и завершать трудовую деятельность, но на заводе ее не отпускают. Такие специалисты, как Мустафина — ответственные, добросовестные, опытные, — производству очень нужны.