Премьера Симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде, дирижер Карл Элиасберг. / Фото: Борис Кудояров, фотохроника ТАСС
27 января — годовщина полного снятия блокады Ленинграда
«Именно тогда, 9 августа 1942 года, стало ясно, что война нами проиграна. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх, даже смерть»
Что же так поразило офицеров вермахта? Сегодня это трудно представить, но… их поразила музыка. В тот день в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — Ленинградская.
Овации, как шорох осенней листвы
В Большом зале Ленинградской филармонии 9 августа 1942 года не было свободных мест. Билеты на это событие раздали бесплатно. Под хрустальными люстрами — публика: кто в стареньком пальто, кто в ватнике. Оркестр Ленинградского радиокомитета — в потертых пиджаках, гимнастерках, и только дирижер Карл Элиасберг — в белой манишке и галстуке-бабочке.
Репродукторы всего города настроены на трансляцию из филармонии. Войска Ленинградского фронта получили приказ: «Во время концерта ни одна бомба, ни один снаряд не должны упасть на город». Ленинград замер. Он приготовился слушать. Дирижер взмахнул палочкой, и зазвучала Симфония № 7 Дмитрия Шостаковича.
После первой блокадной зимы, самой тяжелой и страшной, когда фашисты всему миру объявили, что Ленинград — это уже город мертвых, в городе 90 минут звучало сложнейшее музыкальное произведение. Из всех громкоговорителей великая музыка лилась над городом и достигала окопов его защитников и врагов.
Всему миру была показана стойкость Ленинграда. Девяносто минут блокадный город, замерев, внимал музыке будущей Победы.
Прозвучала симфония, раздались аплодисменты. "Упаси Боже когда-нибудь еще раз слышать такие аплодисмент! Это было похоже на шелест осенней листвы", — вспоминал позже Карл Элиасберг. Представьте себе зал, в котором зрители хотят эмоционально выразить свое восхищение, но нет сил подносить ладони друг к другу и тем более хлопать. Они делали это слегка, но все понимали: это овации в честь композитора, музыкантов, дирижера.
«Так он же живой! Он живой!»
8 сентября 1941 года гитлеровские войска сомкнули кольцо вокруг Ленинграда. 17 сентября, выступая на радио, Дмитрий Шостакович сказал: «Час тому назад я закончил партитуру второй части моего нового большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвертую часть, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Итак, мною уже написаны две части. Работаю я над этим с июля 1941 года».
Композитору все удалось. В автографе партитуры значатся даты окончания частей: 3 сентября 1941 года — первой, 17 сентября — второй, 29 сентября — третьей, 27 декабря, уже в эвакуации в Куйбышеве — четвертой. На титульном листе Дмитрий Шостакович написал: «Городу Ленинграду посвящается».
Партитура была доставлена в Ленинград весной 1942 года спецрейсом с медикаментами. Карл Элиасберг посмотрел ее и понял: чтобы симфония зазвучала, нужно порядка 80 музыкантов. В живых было всего 15. Остальных собирали с полей сражений, из госпиталей.
Дирижер вспоминал, что, например, ударника нашел в мертвецкой. Он пришел в госпиталь, чтобы забрать музыканта, но ему ответили, что тот уже умер. Карл Ильич пошел попрощаться, ведь они были знакомы, и увидел, как у того шевелятся пальцы. «Так он же живой! Он живой!» — закричал дирижер на весь коридор.
Так собирали оркестр. Была весна. Один из музыкантов на репетицию притопал в валенках, потому что ноги от голода распухли так, что никакая другая обувь не лезла. Еще одного привезли на саночках: от голода ноги отнялись.
Первая репетиция длилась всего 15 минут: на большее у людей не хватило сил. Духовых вообще не было слышно, потому что музыканты не могли дуть так, чтобы инструменты издавали звук. Оркестру выделили дополнительное питание, но организмы людей были настолько разрушены голодом, что не выдержали.
До премьеры дожили не все. И все же она состоялась.
Продажа билетов на концерт симфонического оркестра с исполнением Седьмой «Ленинградской» симфонии Д.Д. Шостаковича на проспекте 25-го Октября (с 1944 г. Невский проспект) в блокадном Ленинграде. Премьера симфонии состоялась 5.03.1942 г. в Куйбышеве, 9.08.1942 г. она была исполнена в Ленинграде. Слева в кадре — Большой Гостиный двор.
«Она сотрясает зал. Она сотрясает мир»
Дата премьеры Седьмой симфонии в Ленинграде была выбрана не случайно. Произведение уже прозвучало в Куйбышеве, Москве, Новосибирске и даже в других странах. Но в Ленинграде оно должно было прозвучать и прозвучало именно 9 августа 1942 года.
На этот день фашистами была назначена полная расправа над городом. Главнокомандующий раздавал специальные пригласительные билеты в популярный в то время ресторан «Астория». Они хотели праздновать победу над осажденными в городе, но их войска стали невольными слушателями пророчества собственного поражения. Карл Элиасберг, управлявший оркестром на ленинградской премьере, — известный дирижер немецкого происхождения. Так подчеркивалось, что независимо от национальности каждый человек стремится к миру.
Алексей Толстой написал статью о Седьмой симфонии и обозначил ее, как торжество мысли о человеческом в человеке. «Нью-Йорк Таймс» писала: «Симфония Шостаковича была равносильна нескольким транспортам с вооружением».
Сами жители блокадного Ленинграда назвали это событие залпом по рейхстагу, победой среди войны.
Иван Елизарович Клинов, в 1965—1984 гг. председатель Октябрьского горисполкома, в 1943—1944 гг. защищал от фашистских оккупантов Ленинград, принимал участие в прорыве блокады, был дважды тяжело ранен, контужен. За участие в боевых действиях Иван Клинов был награжден медалью «За оборону Ленинграда», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», орденом Красной Звезды, медалью «В память 250-летия Ленинграда», орденом Отечественной войны I степени, юбилейными медалями в честь годовщины со Дня Великой Победы.
Симфония № 7 «Ленинградская» до мажор соч. 60 — симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича
— Время блокады я не помню, была совсем крошечной. Знаю, что с мамой покинула Ленинград в апреле 1942 года, мне тогда не было и двух лет. Отец, к сожалению, погиб. Желаю молодежи хорошо учиться, чтобы в будущем приносить пользу стране! Конечно, желаю всем мира, пусть не повторятся ужасы военного времени.
— Детский сад, который я посещала, увезли во время войны в Гатчину. Помню бомбежки. Воспитатели будили нас в это время и надевали на каждого противогаз. Затем нас перевезли в Ленинград, но родителям не отдали, поскольку многих уже просто не было в живых. В 1942 году из детсада нас перевели в детдом и эвакуировали. Мой брат, он был старше меня, умер от голода, мама погибла во время бомбежки. Отец пропал на войне, узнать его судьбу мне не удалось. Я же выросла в детском доме.
— Что можно пожелать сегодняшним жителям страны? Наше поколение, испытавшее столько горя, прежде всего заклинает, чтобы больше не повторилась война. Нет ничего ценнее мира, надо помнить об этом всем и каждому. Никому не пожелаешь такой судьбы, что выпала жителям блокадного Ленинграда. Нельзя допустить повторения подобной трагедии.