Все новости
Культура
16 Марта 2023, 11:39

Театр, как много в этом слове...

Есть знаковые атрибуты, фишки Октябрьского. Характерные только для него. Из прошлого — сотая скважина. Из настоящего — Молодежный сквер. Из вечного — русский народный театр

Тему этой публикации мне подсказала Ирина Додонова: «В этом году исполняется 75 лет со дня создания русского театра в нашем городе.

Благодаря талантливому человеку, его режиссеру Константину Нордлунду он стал первым в Башкирии народным театром. В нашем немецком центре состоялось знакомство с его дочерью Викториной. Из Уфы его ученица Елена Флорова прислала фотографии со сценами из спектаклей и вырезку из газеты. Ей около 80 лет. Она очень интересная рассказчица и многое помнит. В первой труппе артистов театра было много участников из числа российских немцев. А Анатолий Гааз в 1958 году исполнял роль Ленина в спектакле „Кремлевские куранты“. Всем известный в городе Александр Назаров тоже играл в театре. Имя Нордлунда есть в книге „Октябрьский и октябрьцы“ любого выпуска.

Это интересная страница культурной жизни города. Позже в „Геофизике“ был театр „Зеленая карета“. В нем принимала участие и Лена Захарова‐Ремпель — бессменный руководитель театра „Капитошка“. Вот уже и „Капитошке“ исполнилось 25 лет»!

С Еленой Флоровой, в прошлом корреспондентом «Октябрьского нефтяника», мы поддерживаем отношения, я позвонила ей:

— Я пришла в театр поздно. Не видела спектаклей, которые стали легендой: «Оптимистическая трагедия», «Без вины виноватые», «Кремлевские куранты», «Между ливнями» и другие. Но мне посчастливилось прикоснуться к этому искусству. Как давно это было. И как это было здорово: репетиции заполночь, волнение перед премьерой... Нам повезло, что судьба занесла талантливейшего актера и режиссера в наш маленький город, где никогда не было профессионального театра. Самодеятельный — не значит хуже. Театр всегда театр. Константин Константинович, или просто Константиныч, как его все называли не только за глаза, но и в глаза, по‐настоящему взялся за создание драматической группы. Каждый спектакль, каждая роль выписывались тщательно, мизансцены повторялись несчетное число раз.

Знаменитое «не верю» было любимым изречением не только Станиславского. Халтуры Нордлунд не терпел. Конечно, не все спектакли получились блестящими, но фальши, неискренности в них не было.

Режиссер с большой буквы, он украсил бы любой театр. И приглашения были, но бросить Октябрьский народный, даже когда он еще не был народным, не мог. Наш театр был образцом дисциплины и высокой культуры. Константин Константинович не выносил опозданий.

Скидок не делал никому, даже жене при опоздании приходилось ждать за дверью до перерыва. Он был очень строг, требовал точно следовать трактовке роли. Всегда тщательно готовился к репетициям.

Его тексты пьес были испещрены рисунками, пометками, репликами. Он точно знал, что требовать от актера, художника‐оформителя. Народ тогда подобрался в Доме культуры нефтяников талантливый, влюбленный в театр, одержимый им. Художник Михаил Лукашов был прекрасным актером, рабочий сцены Николай Слабов стал потом режиссером. Я не могу назвать всех, скажу только, что случайных людей ни на сцене, ни за сценой не было. Был единый дружный коллектив, который мог самоотверженно, до утра готовить сцену к премьере, вновь и вновь повторять неудавшиеся, по мнению режиссера, фрагменты спектакля. Думаю, что без режиссера Нордлунда даже талант таких замечательных актеров, как Валентина Кислова, Маргарита Нордлунд, Михаил Лукашов, Александр Шибалов, Александр Назаров, Любовь Назарова и других, мог остаться невостребованным. Я очень люблю театр.

Люблю вешалку, с которой он начинается, люблю кофе в театральном буфете, хотя в жизни я кофе не люблю. Люблю звонок к началу акта и проходы между кресел, по которым иду к своему месту. Люблю магию превращения актеров — в общем‐то обычных людей — в других. Живших несколько веков назад. Или наоборот — в будущем. Там все не так реально, как в кино, все действо происходит на одной сцене, которую декорации меняют незначительно, но все не менее правдоподобно и более эмоционально.

Собираясь в гости в другой город, я стараюсь все вечера заполнить театральными постановками. Но, к своему стыду, я ни разу не была на спектаклях нашего русского народного театра. И я очень хочу это исправить.

Автор:Елена Коченкова
Читайте нас: