Все новости
Новости
14 Октября 2021, 10:00

Не теряйте контакта с «цифровыми» детьми

Современные дети не хуже взрослых осваивают смартфоны, записывают ролики и «гуглят» нужную информацию

Смартфон не заменит игрушки, но станет хорошим помощником в обучении и развитии ребенка. /  Фото: Анастасия Нигматуллина
Смартфон не заменит игрушки, но станет хорошим помощником в обучении и развитии ребенка. / Фото: Анастасия Нигматуллина

Не пытайтесь полностью перекрыть ребенку доступ к интернету и «игрушкам» на телефоне. Лучше заведите правила, соблюдение которых станет залогом крепких нервов и доверительных отношений.

Со смартфоном на «ты»

— Не знаю, как быть: Артем совсем не хочет ничего делать, ему бы только в телефоне «зависнуть», — недавно посетовала приятельница по детской площадке. — Ладно бы, что‑то доброе смотрел. Нет же: какие‑то бестолковые стримы и ролики в «Тик-Токе». И это в шесть лет!

Однажды во время семейного праздника трехлетняя дочь подруги поразила присутствующих голосовым запросом: «Окей, Гугл, включи «Машу и медведь». И кого сейчас удивишь наличием телефона у первоклассника и активности детей в соцсетях. Так ли безобидно увлечение детей цифровыми устройствами?

Зачастую родители неосознанно прививают детям зависимость от гаджетов: дают телефон или планшет в очереди к врачу, во время автопутешествия и даже дома, когда нужно отвлечь ребенка, не прибегая к совместному времяпровождению. Есть родители, которые считают, что современным детям гаджеты даже необходимы: якобы с их помощью ребенок растет и развивается. Действительно ли телефон так хорош и без вреда может заменить не только игрушки, но и реальное общение?

В каком возрасте можно?

Специалисты считают, что знакомство ребенка с гаджетом должно начинаться после 3—4 лет. И вот почему.

— Ребенок, младше двух лет знакомится с миром не только при помощи глаз, но и при помощи рук и даже рта, — считает психолог службы семьи в г. Октябрьский Западного межрайонного центра «Семья» Альбина Хасанова. — Для того, чтобы понять формы, размеры каких‑либо предметов, ребенку нужно потрогать на ощупь, погрызть, побросать, покидать. Разумеется, ни один планшет, ни одна компьютерная игра не заменит этих ощущений. Ни одно приложение не заменит настоящих развивающих игр и тем  более игры с мамой и папой. Малышу нужно слышать родителей, чтобы и мама, и папа держали его на руках, вели живое общение.

Можно, если очень нужно?

Многие родители начинают давать телефон, чтобы отвлечь ребенка в очереди или во время поездки. Чем же заменить телефон, когда нет возможности для активных игр?

— Вспомните свое детство, чем вас родители развлекали в поездках? Это книги, раскраски, различные игры («в города», «съедобное/несъедобное»). Решить эту задачу могут бабушки и дедушки, поделившись своим опытом, — продолжает Альбина Василовна. — Если ребенок получает удовольствие только при общении с гаджетом, то у него формируется привычка: гаджет равно удовольствие. Постепенно это может перейти в зависимость, поэтому в любом возрасте надо контролировать, сколько ребенок проводит времени за электронными устройствами.

Как не потеряться во времени

Дай волю ребенку, и он потратит на смартфон несколько часов. И даже спать ляжет в обнимку с гаджетом. Как рассчитать время, которое чадо может тратить на телефон?

По времени это должно быть ограничение 30—50 минут в день для детей 3—4 лет, советует психолог. После 5—6 лет это время можно увеличить от часа до двух. Дети старшего возраста могут играть с электронными устройствами подольше.

Отказал в телефоне? Получай истерику!

Как поступить родителям, если ребенок устраивает истерики, плачет с требованием дать ему гаджет? Забрать смартфон не выход. Нужно четко, спокойно подойти к решению этого вопроса. Необходимо разговаривать о той жизни, которая у него может быть, которая ему интересна, о том, что его привлекает.

Каждый день ребенка должен быть расписан, советует Альбина Хасанова. Хорошо, если у вас будет четкий распорядок дня: с утра уроки, потом дополнительные занятия, время отдыха, которое желательно проводить на свежем воздухе, время, отведенное на девайсы.

— Помните, любая зависимость формируется там, где нет положительных эмоций. Научите жить ребенка в реальном мире, а не в виртуальном. Очень важный момент — это личный пример. Дети всегда будут копировать родителей, — отмечает психолог.

Я тебе смартфон, ты мне — «пятерку»

Родители часто мотивируют детей доступом к гаджетам ради хорошей успеваемости в школе или, например, когда хотят, чтобы ребенок соблюдал порядок в комнате, помогал по дому. Такой метод очень распространен. Но настолько ли он правильный?

— Нельзя мотивировать и наказывать ребенка гаджетами, несмотря на то, что он еще маленький,  — разъясняет Альбина Хасанова. — У ребенка должны быть свои обязанности: выполнение школьных заданий, домашних дел, например, мытье посуды, уборка своей комнаты и так далее. Это то, что он обязан делать, и это не должно поощряться играми в телефоне.

Купите мне МОЙ смартфон!

С определенного возраста дети начинают требовать собственный смартфон или планшет. Нередко к первому классу у ребенка уже есть гаджеты, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению.

— Самое отрицательное влияние — это то, что гаджеты не способствуют интеллектуальному развитию, — продолжает Альбина Василовна. — Современные игры, программы разработаны таким образом, что они дают готовую картинку, готовую модель поведения. В компьютерных играх разработан готовый сценарий и единственное, что нужно — нажимать на кнопки, не думая ни о чем. Не развиваются воображение, необходимое внимание и умственная деятельность. Кроме этого, у ребенка могут возникнуть проблемы с общением, так как гаджет не может показать живые эмоции.

Неужели у цифровых устройств только минусы? Плюсы тоже есть, объясняет эксперт. Интернет — это не только склад ненужной, а порой и вредной информации. Это еще и источник знаний, помощник в учебе и саморазвитии.

Благодаря интернету ребенок узнает, что привычные школьные предметы не такие уж и скучные. С помощью сети, познавательных игр и головоломок формируется языковая среда, развивается словарный запас, расширяется эмоционально-волевая сфера.

Главное — не во вред

Чтобы ребенок мог проводить время с гаджетами максимально безопасно, родителям нужно соблюдать ряд правил. С помощью Play market или в App Store можно скачать блокировку нежелательных приложений, и таким образом настроить доступ только к тому контенту, который будет полезен. Регулярно проверяйте историю вкладок.

Чтобы использование цифровых устройств было безопасным и для здоровья, руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества Антон Куканов дает актуальные советы.

«Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы — глазам нужно давать отдохнуть, — рекомендует эксперт. — Смартфон — это дополнительная нагрузка для глаз и мозга. Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.

Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450—480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы».

Не пытайтесь целиком и полностью лишить ребенка цифровых устройств. Ведь таким образом вы можете спровоцировать конфликты в отношениях. Прежде чем ставить жесткое табу на использование гаджетов детьми, подумайте: разве в вашей жизни телефон — это всего лишь средство связи?

Автор:Анастасия Нигматуллина
Читайте нас: