Все новости
Новости
20 Января , 12:11

Жительница Октябрьского поделилась историей знакомства родителей — участников Великой Отечественной войны

Удивительную историю знакомства родителей — участников Великой Отечественной войны — рассказала горожанка Люция Султанова

Люция Султанова бережно хранит первую совместную фотографию родителей. /  Фото: Виктор Лушкин
Люция Султанова бережно хранит первую совместную фотографию родителей. / Фото: Виктор Лушкин

Мама и папа Люции Султановой познакомились в Туркменево, здесь и создали семью. Давно это было. Сейчас Люция Загитовна бережно хранит военные документы отца, в отдельной коробке лежат медали и ордена родителей...

Загит Габдрахманов служил в Вооружённых Силах в 1937—1940 годах в Киевском военном округе, участвовал в строительстве аэродрома. С начала Великой Отечественной войны был в составе 122‑го миномётного полка, сражался за Ленинград.

— Отца ранили в 1943 году. Он приехал в Туркменево и познакомился с моей мамой. Она тут модницей считалась, коса у неё была длинная. В Ленинграде научилась причёски делать, — рассказывает дочь участника войны Люция Султанова.

Мама Люции Загитовны Минсулу Габдрахманова с 1938 года жила в Ленинграде, застала и блокаду северной столицы. Эвакуировали её вместе с другими сотрудниками завода в 1943 году.
Случилась беда — Загита Габдрхмановича ранило в руку. 

— Отцу оторвало палец. Когда поступил в госпиталь, уже начались проблемы с ладонью. Во время перевода в другой госпиталь, гангрена пошла ещё выше. Руки почти под локоть не было, когда он вернулся, — продолжает Люция Загитовна.

Родители про войну говорили редко. 

— Мама вспоминала, в каких условиях они работали, когда началась война. Копали окопы. Мимо них по железной дороге проходили составы с солдатами. Военные знали, что ленинградцы голодают, и кидали им куски хлеба, — рассказывает Люция Султанова.

Чуть позже, когда Загит и Минсулу познакомились, он рассказал ей, как на той железной дороге, проходящей около Ленинграда, скинул буханку хлеба. Минсулу Мухтаровна позже поведала, как во время работы поймала целый хлеб. «Словно судьбой ещё тогда было предсказано, что они встретятся», — с улыбкой говорит Люция Загитовна.

Загит Габдрахманов награждён орденом Отечественной войны I степени, Минсулу Габдрахмановой вручили почётный знак «Жителю блокадного Ленинграда»

Судьба не раз спасала семью Габдрахмановых. Когда Минсулу Мухтаровну эвакуировали из блокадного Ленинграда, она опоздала на поезд. По дороге на Урал его разбомбили, взрыв унёс жизни многих заводчан.

Навсегда в память Минсулу Габдрахмановой врезалась картина: в блокадном Ленинграде одна женщина потеряла карточки на хлеб, посреди улицы она билась о землю и вопрошала: «Что я буду делать?».

— У родителей в послевоенные годы всё было, мы не голодали. Но к хлебу отношение всегда оставалось особенным. Мама отправляла нас с сестрой, чтобы мы больше хлеба принесли. Дома и мясо, и молоко, и яйца были, но помню, как на день рождения мама принесла батон, и это был настоящий праздник, — делится Люция Султанова.

Габдрахмановы обосновались в Туркменево в 1943 году. Здесь они работали, дер­жали хозяйство, растили пятерых детей. 

— Отец трудился на трёх работах, мама — на заводах. Папа был мельником, прошёл курсы ветеринарии, на артели имени Сталина ухаживал за лошадьми. Очень их любил, знал все породы. Когда артель расформировали, он выкупил лошадь по кличке Дуля, — рассказывает Люция Загитовна.

Жизнелюбия туркменевцы, пережившие войну, не теряли. Загит Габдрахманов сочинял стихи и песни. Но фильмы про войну дома не смотрели. «На войне не так всё было», — задумавшись, говорил папа Люции Загитовны.

Последние годы жизни Загита Габдрхмановича прошли в окружении дочери и внука. Люция Султанова вернулась в отчий дом из Набережных Челнов:

— Думала, поживём пару лет и вернёмся, но дети сказали, что хотят остаться тут.
Сын Люции Султановой уважал дедушку, заботился о нём. И даже сейчас он против продажи дома, в котором жили его бабушка и дедушка — блокадница и ветеран войны.

Автор:Анастасия Аверина
Читайте нас: