Все новости
Новости
10 Февраля , 14:12

92-летня жительница Октябрьского готова пойти на СВО, но мешает возраст

92‑летняя Мария Бурцева почти не смотрит новости. Труженица тыла говорит, что душа болит за парней, которые продолжают подвиг её предков

В редакцию позвонила Клара Маннанова. Соцработник поинтересовалась: когда она может прийти в редакцию со своей опекаемой: «Прочитали в газете о героях Великой Отечественной войны и решили, что нам тоже есть что рассказать. Уж больно бабушка просит пообщаться с журналистом». 

Мария Бурцева, несмотря на возраст, держится бодрячком. Нарядная, с причёской, она встретила корреспондента за накрытым столом.

— Попросила Клару торт к чаю купить! Когда ещё ко мне из самого «Нефтяника» придут, — улыбается горожанка. 
Без лишних вступлений она приглашает в комнату и тут же начинает рассказывать и показывать газетные вырезки. 

Мария Яковлевна выросла в многодетной семье. Детей было пятеро. Мама умерла ещё до войны.
Мария Бурцева, несмотря на преклонный возраст, помнит события сороковых. Дома на видном месте стоит фотография её брата, её Саши
Мария Бурцева, несмотря на преклонный возраст, помнит события сороковых. Дома на видном месте стоит фотография её брата, её Саши

— Мы жили в совхозе «Максим Горький» в Белебеевском районе. Самый младший ребёнок умер в младенчестве.

Мы остались впятером — два сына, две дочери и отец. Работали в совхозе, брат Саша учился в Бугульминском железнодорожном училище. Началась война, отца призвали: нас хотели забрать в детдом. Хорошо, что мы не попали туда. Я жила у одной женщины, пока не вернулся с фронта отец. Когда подошёл возраст, Сашу тоже призвали.

Все военные годы Мария Яковлевна работала в совхозе. Помнит, как с женщинами возила зерно в пункт приёма хлеба для фронта:

— Зерно принимали в определённое время. Если не успевали сдать, оставались ночевать, спали, свернувшись калачиком, на земле. На второй день, чтобы подвода шла не пустой, везли полученный керосин для лампадок. Все ждали Победу, все молились, чтобы родные вернулись с войны. Папа и брат иногда писали, особо ничего не рассказывали, не принято это было. Жили мы с одной мыслью: «Только Победа! Ни шагу назад». О своих условиях не думали, для нас самое  главное — чтобы война закончилась Победой.

Каждый день Мария вместе с другими работниками подходила к столбу, на котором висела чёрная тарелка-репродуктор. Оттуда узнавали новости с фронта: радовались, плакали, переживали. Не все дождались родных с той войны. 

— Помню, как утром 9 мая 1945‑го я пошла отводить скотину, иду обратно, слышу шум, крики. Сердце чуть не оборвалось: что случилось? Подбегаю к толпе, все кричат: «Победа!». Я как начала танцевать! Одна женщина, сползла, обхватив столб. Я подумала: почему она плачет? Радоваться надо! Оказалось, её сыновья погибли на войне.

Мария Яковлевна гордится братом Сашей. На видном месте стоит его фотография. На фронт Александра Яковлевича призвали в 1943 году. Он дошёл до Берлина, награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За взятие Кёнигсберга».

После войны он ещё несколько лет служил шофёром на аэродроме в Берлине. В Октябрьском долгие годы работал в дорожном хозяйстве.

Отец Марии Яковлевны Яков Иванович освобождал Украину. Он вернулся домой с последствиями тяжёлого ранения, продолжил работать в совхозе, воссоединился с семьёй. 

Труженица тыла с болью воспринимает события, происходящие в Донбассе и бесчинство украинских властей. 

Мария Яковлевна хранит газетную вырезку, на которой три фотографии: её, мужа и брата, и письмо Главнокомандующего Группой советских оккупационных войск в Германии, адресованное Александру.
Мария Яковлевна хранит газетную вырезку, на которой три фотографии: её, мужа и брата, и письмо Главнокомандующего Группой советских оккупационных войск в Германии, адресованное Александру.
— Украина забыла историю, кому своим существованием обязана. Сейчас наши мальчишки страну защищают, людей от фашизма спасают. Была б молодой, пошла бы на фронт. Жаль, годы не те, — вздыхает Мария Бурцева.

Всю жизнь она проработала в торговле. В белебеевском универмаге, в котором начинала осваивать профессию, полученную в торговом училище, и познакомилась с будущим мужем. Пётр Бурцев в годы войны восстанавливал в Воронежской области железнодорожные пути, которые часто бомбили вражеские войска.

— За мной парни бегали, я всех отшивала: этот не такой, этот не нравится. А когда Петра увидела, сердце чуть из груди не выскочило. Как тут в Бога не верить, — вспоминает Мария Яковлевна. 
Супруга не стало в 2013 году.

В семье Бурцевых нет детей. Марию Яковлевну навещает племянник и приходит соцработник. Труженица тыла, пережившая войну, потерю близких уже в послевоенные годы, говорит: с ней живут воспоминания. Не все хорошие, но и они заставляют ещё больше ценить то, что имеешь. 

Автор:Анастасия Нигматуллина
Читайте нас: