У людей серебряного возраста есть великолепная возможность получить раз в год бесплатный однодневный тур по программе «Башкирское долголетие».
В этот раз октябрьцы посетили этнопарк «Терра» у села Октябрьское в Иглинском районе. Интересно получилось: из Октябрьского приехали в Октябрьское.
«Терра» — это слияние башкирской и индейской культур.
На территории в 150 га обитают 42 лошади, есть птичник с цесарками, фазанами, перепёлками, китайскими хохлатыми курицами.
Мы катались на лошадях, стреляли из лука. Восхищались конно‐спортивными выступлениями башкирских джигитов «Аударыш» (смешение национальной борьбы на поясах «куреш» и джигитовки), где соперник старался скинуть другого из седла либо перескочить на седло другой лошади.
На территории «Терры» 60 бортей, 24 рамочных улья и 10 апидомиков. Башкирские пчёлки живут в бортях‐колодах (искусственные дупла, выдолбленные в толстом дереве). Нам рассказали, что башкирский мёд в мире считается эталоном, а наша пчела опыляет только одуванчик, клён и липу. С одной борти можно собрать до двух килограммов мёда. Пчела в среднем живёт 28 дней.
На территории «Терры» расположен интерактивный музей под открытым небом, посвящённый культуре индейцев Северной Америки и их вкладу в историю человечества. Почему индейская территория?
Так называлась историческая часть Северной Америки XIX века к западу от реки Миссисипи. Этот музей создал наш земляк Артур Идельбаев в честь своего деда Джона Паркета, индейца из племени оглала‐сиу из Южной Дакоты. Джон Паркет приехал в СССР в 1930 году в составе группы инженеров и рабочих помогать Советской стране строить Магнитогорск.
Женился на местной девушке‐башкирке и остался здесь.
У него было четверо детей и 11 внуков, один из которых и построил этот музей.
Узнали интересные тонкости из жизни этого народа. Например, индейцы хоронили мёртвых на высоких помостах, символизирующих связь умершего с загробным миром. Рядом вешали его оружие и знаки отличия.
Звери и птицы съедали тело за три‐семь дней, и душа индейца, по поверью, возносилась в страну великого Духа.
Потряс рассказ гида об обряде инициации. По достижении мальчиком возраста, когда он мог стать воином, отец привязывал его к столбу мужества: в мышцах груди делались два параллельных надреза, через них протягивали ремень. Руки перевязывали. Юноша должен был в течение трёх дней самостоятельно освободить себя. 99 процентов юношей проходили через этот обряд. Освободившись, они падали в обморок.
В этот момент к ним являлись духи и называли им их имя (до этого у мальчиков были просто клички). Не прошедших обряд инициации изгоняли из племени.
У индейцев Северной Америки своеобразная письменность. Пиктографическое письмо представляет собой рисунки предметов, сочетания которых передают определённое сообщение. У каждого племени разная последовательность: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Мы увидели жилища индейцев: вигвамы из коры, типи, длинные ирокезские дома...
Индейцы Северной Америки были миролюбивыми, гуманными. Убить человека для них означало обречь себя на вечный позор. Самое страшное, что могли они сделать, — снять с человека скальп (при кровной мести). Такой человек становился изгоем. Войны у этого народа никогда не заканчивались убийствами и травмами.
Когда европейцы пришли захватывать индейские территории, миролюбие аборигенов сыграло злую шутку, рассказали во время экскурсии. 6000 европейцев смогли поработить 27 млн индейцев.
В музее увидели изобретения индейцев — мокасины, лосины, солнцезащитные очки, гамак, резиновую обувь, детские каучуковые соски и бутылочки, шприцы, анальгин. Походная аптечка тоже изобретение индейцев, в неё входили бинты, шприцы, иголка с ниткой, жаропонижающие и кровоостанавливающие лекарства.
Индейцы придумали хоккей, аналоги современного футбола и баскетбола.
Мы с удовольствием фотографировались в индейских костюмах.
А угощали нас всё‐таки блюдами башкирской кухни.