Все новости
Образование
7 Октября 2021, 14:17

Владеющий информацией владеет миром

Информационное общество: куда оно приведет человечество?

Дети XXI века получают образование с применением информационных технологий. / Фото: Виктор Лушкин
Дети XXI века получают образование с применением информационных технологий. / Фото: Виктор Лушкин

Как формируется информационное общество и что относится к сферам информационной деятельности? Об этом и многом другом старшеклассники школы № 10 поговорили с главным редактором газеты «Октябрьский нефтяник» Анной Москалец.

На смену опыту приходят знания

Помочь школьникам определиться с будущей профессией, рассказать о тенденциях современного общества директор школы № 10 Ольга Давыдова попросила Анну Москалец. СМИ одни из первых реагируют на любые изменения информационного общества, так как являются его неотъемлемой частью.
Развитие информационных технологий влияет на многие факторы. Какую специальность выбрать, какой сфере деятельности отдать предпочтение? Школьникам предстоит ответить на эти вопросы, ориентируясь не только на собственные предпочтения, но и на вызовы современности.

В начале беседы спикер задала участникам лекции вопрос о том, как они представляют информационное общество. Многие ребята ответили, что это Всемирная паутина. Однако интернет и его технические возможности лишь часть информационного общества. Анна Викторовна рассказала об основных теоретиках, которые отмечали изменения, происходившие в индустриальном обществе, которые стали приметами информационного общества. На смену капиталу и опыту, которые были основой индустриального общества, приходят информация и знания.

— В середине ХХ века американский математик и один из основоположников искусственного интеллекта Норберт Винер отметил возрастающую роль информации в жизни общества, — рассказала Анна Москалец. — В одной из своих работ он написал «Действенно жить — это значит жить, располагая правильной информацией».

К предшественникам теорий информационного общества относятся Гарольд Адам Иннес, Дэниел Белл, Маршалл Маклюэн и другие.

Информация не просто средство общения

С развитием общества меняются и потребности человека. Со временем информация стала не только средством общения и передачи знаний, но и основным продуктом производства и потребления, источником приращения капитала. Смартфоны, компьютеры, различные гаджеты, облачные и цифровые технологии — неотъемлемая часть нашей жизни, но так было не всегда.
— Человек больше не привязан к месту, как это было в традиционном и индустриальном обществе, — отметила Анна Москалец. — Сейчас, находясь в любой точке планеты, мы можем учиться, работать, общаться, несмотря на разницу в часовых поясах. Даже электронная почта во многом заменила традиционную.
Старшеклассники согласились, что информационные и цифровые технологии делают знания более доступными. Школьники владеют ресурсами, которые помогают в учебе и увлечениях.
Чтобы выбрать профессию, нужно знать, специалисты какой сферы наиболее востребованы. Так, к отраслям информационной деятельности относятся образование и наука, культура, медицина, юриспруденция, консалтинг, реклама и, конечно, СМИ. Эти и другие отрасли не утратят свою значимость и будут только развиваться.

Будущее
До 2025 года появятся около 180 новых профессий, связанных с цифровизацией. По прогнозам, к 2030 году от 375 миллионов до 800 миллионов человек в мире могут остаться без работы. Экономике России требуется переподготовка и повышение квалификации не менее чем одного миллиона человек ежегодно.

Сегодня любая крупная компания имеет не только свой сайт, но и ряд других информационных инструментов: мобильные приложения, видеочаты, онлайн‑сервисы. К примеру, Сбербанк и «Яндекс» создают экосистемы, предлагая потребителям различные услуги.
Маркетинг перешел от девиза индустриального общества «Узнай потребность и удовлетвори ее» к девизу информационного общества «Создай потребность и удовлетвори ее».

Частное становится общим

Где хранить такой объем информации, как сделать ее более достоверной, как идентифицировать онлайн‑собеседника? Эти и другие вопросы требуют осмысления и решения.

— Несмотря на то что Россия занимает первое место в Европе по обеспеченности доступа в интернет, есть много сложностей, на решение которых требуются время, средства, технические возможности, — подчеркнула Анна Москалец. — Пандемия бросила вызов информационному обществу: дистанционное обучение, работа в формате удаленного офиса доступны не всем. Есть и ряд правовых проблем, и основная — государственный суверенитет в киберпространстве.

«Можно ли сохранить коммерческую или личную тайну в социальных сетях?» — на этот вопрос десятиклассники ответили единогласно: интернету нельзя доверять, все, что выходит в Сеть, может стать публичным. Все современные цифровые технологии облачные, они могут быть взломаны. Удобные сервисы, платежные системы, которые, казалось бы, облегчают нам жизнь, несут угрозу нарушения прав личности. В телефонах, в системе видеонаблюдения, интернет‑платформах и соцсетях имеется огромный объем информации о пользователях, тем самым нарушается право на приватность.

Анна Москалец рассказала подросткам об основах кибербезопасности, что делать, чтобы частная жизнь оставалась частной. Ведь многие пользователи не знают о рисках и сложностях, связанных с технологиями обработки данных. Еще одна проблема, которая требует решения и от которой во многом зависит будущее страны — цифровые технологии в сфере образования внедряются без испытаний временем. Последствия этой спешки нам пока неизвестны.
Государство должно установить границы в киберпространстве. Не напрасно многие страны, в том числе участники Евросоюза, приняли законы о собственном интернете, в этом же направлении движется и Россия.

Автор:Анастасия Аверина
Читайте нас: