Успех очень серьезный, ведь призовое место даже в одной олимпиаде такого уровня — результат, внушающий уважение. А тут целых четыре предмета, причем разной направленности.
— Без столь интенсивного погружения в мир знаний я не был бы собой, — говорит девятиклассник гимназии № 2 Марат Кашапов.
— Марат, что дает участие в олимпиадах?
— Получаешь удовольствие от занятий. Кроме того, интеллектуальные состязания в случае успеха являются пропуском в вуз.
— Откуда такой разброс интересов?
— Еще в детском саду у меня начала складываться естественнонаучная база, она помогает и до сих пор. Любовь же к гуманитарным дисциплинам пришла года два‑три назад.
Сейчас нацеливаюсь на гуманитарные предметы, поскольку с ними связываю свои дальнейшие жизненные планы.
— Столь серьезные результаты — это большой труд.
— Мне нравится этот опыт. Любой успех — это труд и немного везение. Но везение без труда ничто. Везение — это продукт упорного труда. Считаю, что можно развить в себе навык быть везучим.
— Ради успеха приходится чем‑то жертвовать?
— Олимпиадник должен выработать в себе способность завоевать победу. И какие‑то потери при этом, конечно, неизбежны. Рядом есть те, кто оказывает психологическую поддержку. Правда, одновременно они являются и твоими соперниками. Но это здоровая конкуренция. Олимпиадник, как правило, разносторонний человек. Не ограничен знаниями только по своей дисциплине. Интерес к другим сферам выручает, да и просто необходим. К тому же вырабатываешь в себе способность находить связи между разными явлениями и объектами из различных областей: мир в этом случае предстает в ином обличье.
— Что является стимулом в работе над собой?
— Главный стимул — получить впоследствии возможность заниматься тем делом, которое будет мне по душе. А большего я пока пожелать не могу.
…Что же касается главной жизненной ценности, Марат после недолгого размышления назвал чувство долга. Перед другими и перед собой.
Возможно, это и есть движущая сила его успеха.