«Представляете — сахар уже по 100 рублей за килограмм! Вот хотели же закупиться в прошлом месяце, да не думали, что до такого дойдет…» — с негодованием в словах, глазах и жестах с утра влетел в приемную один из наших сотрудников. Так уж повелось, что именно этот кабинет наравне с «комнатой для чая» часто у нас становится местом обсуждения самых свежих и громких новостей. А тут с сахаром такое дело! И хоть чай с сахаром пьют всего пару человек в коллективе, тема оказалась чувствительной. Если уж к цене на сахар наш, российский, столько накинули бизнесмены, что тогда с другими продуктами? Сколько стоит сейчас набор для борща? Едем срочно в рейд!
Ну да, сейчас поход в магазин неизвестно чем закончится — то ли шопингом, то ли смотрингом. Не у всех возможности совпадут с желаниями. Предварительно пообедав, как советовали умные эксперты в одном из прошлых номеров газеты, мы отправились в популярные сетевые торговые центры.
Понятно, что сейчас мы доедаем прошлогодний урожай. Цены на овощи выше, чем в сезон, товар по качеству разный, и стоимость варьируется в зависимости от производителя, географии поставок и прочего. Поэтому стоимость стандартного борщевого набора мы рассчитывали исходя из минимальной цены за килограмм. Такую «роскошь», как мясо, не рассматривали.
Как видим, самый дешевый борщ можно сварить из овощей, купленных в «Победе». Это если все продукты покупать в одном месте. Однако, если располагаете временем и возможностями, можно пройтись по магазинам, и тогда набор овощей, возможно, выйдет еще дешевле. К тому же проводятся регулярные акции со скидками. За более качественный товар — помытый, упакованный, очищенный — конечно, придется заплатить больше.
Разобравшись с ценами на овощи, пошли на русский доллар посмотреть — на гречку. Во всех торговых точках она есть, под разными марками, в разных упаковках и на развес. Но что с ней не так? Цена растет, как курс доллара. В одном из небольших магазинов в Муллино мы увидели 140 рублей за килограмм! Наверное, элитная гречка.
Где наполнить свой пакет продуктами с наименьшими потерями для кошелька, видно из таблицы. Если где‑то продукты были дешевле, значит, мы не увидели, хоть и старались. Просим магазины не обижаться. Радует, что на многие товары цены пока остаются практически на прежнем уровне. Хотелось бы с оптимизмом воспринимать слово «пока».
Ажиотаж вокруг сахара наводит на мысль, что он главный в рационе октябрьцев, после гречки, конечно. В трех магазинах из шести, в которых мы побывали, его вообще не было на прилавках. Хотя, по словам сотрудников, «завоз был». В день нашего посещения, наверное, не успели выложить. Самый дешевый сахар оказался в «Пятерочке» и «Апельсине» — 80 рублей за кило, в «Хорошем» — 109.
В стране идет своя «операция», вызванная когнитивным диссонансом: все понимают, что сахар, гречка, молоко вроде как наши, российские, но ценники пытаются убедить в обратном. Да, ситуация в мире сложная, пакеты западных антироссийских санкций уже не помещаются ни в какие пакеты. Что делают в это время некоторые продуманные владельцы магазинов? Под предлогом возможного роста цен в будущем они поднимают цены в настоящем. Причем независимо от того, отечественный товар или импортный. Справедливости ради следует отметить, что это не столь распространенное явление и не касается социально значимых товаров.
Цены и раньше то росли, то падали. Всеми любимые гречка с сахаром не так давно, в пандемию, тоже дорожали и в ажиотаже сметались с прилавков, но потом цены вернулись на прежний уровень.
Сколько заработали на этом, предприимчивые торговцы нам не скажут. Да и что жаловаться? Мы сами даем им эту возможность, бездумно скупая в невероятных количествах продукты, которые в избытке есть на складах.
Поразили полупустые прилавки в некоторых супермаркетах. В хозяйственных отделах нет стиральных порошков и моющих средств. Вряд ли их все раскупили. Складывается впечатление, что торговцы затаились и ждут, когда с наибольшей выгодой товар можно выставить на продажу. Это станет темой следующего рейда.
Отправляясь на задание, мы, честно сказать, вооружились выдержкой и готовностью решительно отражать внутренние атаки негодования по поводу взлетевших цен.
Оказалось все совсем не так страшно. Да, цены на некоторые товары поднялись. Но цены росли всегда. Однако социально значимых продуктов это коснулось не сильно. Все‑таки крупные сетевики держат все под контролем. Если чего‑то и нет на прилавке в данный момент или цены на что‑то поднялись, то это связано с ажиотажем покупателей из‑за политической ситуации в мире.
В таких случаях актуален совет Карлсона: «Спокойствие! Только спокойствие!» На складах есть все. Ситуация стабилизируется, продуктов страна производит достаточно, еще и других накормить можем.
Альфия Зубаирова