Кому улыбается лоскутный мир Саши Русской?
С мудрой философской улыбкой смотрят
на нас лоскутные игрушки Саши Русской:
они будто знают о нашей жизни больше,
чем даже мы сами.
Я не волшебница
— Да, они живые. И умные. У них же высшее образование у всех, — представляет игрушки художник Саша Русская и ловко устраивает их вокруг себя. Лоскутные лягушка, тигр, медведь и мужик по-хозяйски и с достоинством располагаются рядом и с детским любопытством осматриваются вокруг.
…В них бесповоротно влюбляешься сразу, с первого взгляда. Вот лягушка. Кокетливая, нарядная, вся в кружевах и бантах, веселая и одновременно смешная. Трогательная в своей беззащитности и самомнении. На спине у нее спрятались крылья божьей коровки: лягушка втайне мечтает вспорхнуть над землей.
— Мои лягушки — высокоэнергетические, — говорит Саша Русская. — Их в сумках носят взрослые женщины. Берут для кого-то в подарок, а потом оставляют себе.
Видимо, лягушки приносят потерявшуюся удачу. Заряжают силой и оптимизмом.
У каждой игрушки есть свое имя. И все они улыбаются.
Саша признается:
— Передаю им свой неконфликтный и спокойный характер. Да, бывает, грущу, не без этого. И игрушки тоже грустят со мной. Дома осталась незаконченная пока кукла Марфушечка. Я сделала ее под влиянием персонажа фильма «Морозко». Меня впечатлили головной убор, щеки и цветы на платье героини. Все это я и взяла за основу. Хотела создать страшненькую девочку, а получилась обаятельная. Так уж вышло… Куклы сами диктуют мне, что и как делать.

Как рождается замысел?
— Сам по себе и рождается, — отвечает Саша. — Идей много. Они в очереди стоят. Иногда некоторая без очереди влетает, я ей уступаю, куда деваться.
Так и появляются на свет куклы Амур-батюшка, мишка «Первый снег», Елька и Елыч (это новогодние герои: она и он — ели) и огромное множество других игрушек — с характером, биографией и даже родословной.
— Я волшебница? — переспрашивает Саша Русская. — Нет, я Баб Мороз, это по аналогии с Дедом Морозом.
Проводник между Богом и людьми
Куклами Саша занимается почти семнадцать лет. Готова работать над ними сутками.
Выставочные работы хранит дома. Игрушки висят по стенам. Как только намечается выставка, куклы покидают дом, и без них, без их веселого гомона, он сиротеет.
— По образованию я модельер-конструктор одежды. В школе на уроках труда все кроили и шили одежду, а я принесла мамину старую шубу, распорола ее и стала делать игрушки, — вспоминает Саша. — В основе моей техники лежит работа с лоскутами. Их должно быть много, очень много. И из них уже собираю детали, которые позже оживут, заиграют в кукле. Тщательно подбираю ткани, грамотно работаю с цветом — а это целая наука.
В интернет Саша выкладывает мастер-классы по мастерству создания игрушек — учит изготавливать их с нуля.
— Да, мне подражают. И хорошо. Не надо зубами цепляться за свое искусство: это мое! Чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Надо раздавать знания, талант, умения. Делиться. У меня много последователей. Популярность увеличивается, а вместе с ней и аудитория. Чем спокойнее относишься к своей славе, тем быстрее она растет. Планирую написать книгу, большую и яркую, с собственными картинками о том, как делать кукол, — делится мастер.
Саша Русская называет себя художником:
— У меня много граней. Спектр большой. Шью лоскутные броши, сумки, куклы, собираю декоративное лоскутное панно, рисую.
В свое время Саша писала замечательные сказки про свои игрушки — каждой посвятила отдельную миниатюру. Мечтает освоить искусство керамики.
Еще одна грань личности Саши, она называет ее определяющей, — материнство: в семье воспитывается пятеро детей.
— Раскрываться по-настоящему я начала сейчас. Дети подвигли, — признается Саша. — Я мама прежде всего. А излишек энергии преобразуется в творчество, в котором чувствую себя проводником между Богом и людьми. Если есть контакт с Богом, то открываются возможности. Если нет, то в работах нет любви, и в этом случае все возможности будто прикрыты шторами.
…Лоскутный мир Саши Русской купается в любви. Он повествует нам о тайнах мироздания и смысле жизни — правда, на своем языке. Понять же его несложно: просто задержитесь на минуту-другую рядом с игрушками мастера, которые могут так много открыть нам в самих себе.
Резеда Нуртдинова
Made on
Tilda