— В этой школе я со дня её открытия — уже 30 лет. Хотела работать именно в школе, с детьми. Здесь терпение нужно. Хотя главное, конечно, любовь к детям. Если их не любишь, не задержишься на этом месте.
Каких только травм не бывает у ребят! Сотрясение мозга, или падают, или руку, палец, ногу ломают. Некоторые из дома идут больные. У ребёнка температура, родители с утра дают таблетку и советуют: «В школе зайди в медпункт». Дети так и делают, поскольку у них днём вновь температура повышенная. Приходится звонить родителям и возвращать ребёнка домой.
Пункты есть, но медработников не хватает, говорит старший фельдшер отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях Татьяна Рыжкова:
— В школе № 22 — 1800 детей и один фельдшер.
Но на одного фельдшера должно приходиться 500 детей. Так что в эту школу надо хотя бы двух специалистов. Похожая картина в некоторых других учебных заведениях. Кроме того, по одному фельдшеру сразу в двух образовательных учреждениях: в школе № 1 и гимназии No 11; в школе № 8 (второе здание) и гимназии № 4.
Медпункты состоят из двух помещений — это кабинеты врача и прививочный. Лечение в школе не проводят. Занимаются только профилактикой и экстренными случаями.
Работают в школах фельдшеры или медсёстры.
Они контролируют санитарное состояние учебного заведения, пищеблока, оказывают неотложную помощь при травме, носовом кровотечении, судорогах, когда у ребёнка болит голова, живот... В случае необходимости вызывают скорую помощь.
Занимаются профилактической работой: это медосмотры, прививки, санитарное просвещение.
Работают с администрацией учебного заведения, родителями, учителями.
Ведут объёмную отчётность.
— Медпункты школе необходимы, — говорит Татьяна Григорьевна. — Случись что, ребёнка можно отвести туда, и там уже в ситуации разберётся специалист.
— Работаю здесь 13 лет. Ни минуты свободной нет. Оздоравливаем детей, общаемся с ними: они заражают оптимизмом, хорошим настроением. Родители знают мой номер телефона и звонят в любое время. На прививки малыши иногда приходят с родителями. Домой заболевших одних не отпускаем, звоним мамам и папам. Некоторые ребята приходят с жалобами, потому что просто хотят уйти из школы пораньше.
Что касается здоровья школьников... Детей с подготовительной группой больше, чем с основной. Это говорит о наличии у многих хронических заболеваний.
Иногда можно услышать про нас: «Зелёнкой помажете палец — вот и вся ваша работа». На деле же хлопот у нас невпроворот.
В день к медработникам обращаются по 10—15 человек. Жалуются на боли в голове, животе...
Нередки случаи психосоматики: вспышка жалоб бывает перед контрольными, изложениями.
Так что медработникам приходится быть ещё и психологами. Дети у нас подвижные, активные, а потому приходишь с утра на работу и не знаешь, чем закончится день.
Кроме тех, кому действительно требуется помощь, есть любители просто посидеть в медкабинете и получить ответы на вопросы «про здоровье». Не отказываем в помощи и педагогам, хотя мы работаем с теми, кому нет 18.
Оснащены школьные медпункты по стандарту: есть ростомер, весы, тонометр, динамометр, спирометр, холодильник, медпрепараты для неотложной помощи, перевязочные материалы. А вот школу № 17 по программе «Взлетай!» обеспечили компьютером с выходом в интернет и программой «РМИАС» — республиканской медицинской информационно‐аналитической системой. Хотелось бы, чтобы все школы подключили к этой программе, ведь в этом случае специалисты могут получить сведения о приёме детей у врача, об их прививках, анализах.