Как это выглядит на деле? Что с этого времени изменилось в учебных заведениях?
Ответы на эти вопросы мы нашли в школе № 8.
С 19 декабря вступили в силу изменения, внесённые в статью 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
— В школах ввели запрет на использование учениками телефонов во время уроков, — рассказывает директор Ольга Старшинова. — Исключением может быть лишь возникновение угрозы жизни и здоровью детей или иные экстренные случаи. У ребят по‐прежнему есть право пользоваться телефонами во время перемен, до и после уроков. В школе есть дети с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью. Учителя знают их. При необходимости им разрешают пользоваться телефоном и, конечно, сообщают о возникшей проблеме классному руководителю.
— Ещё в 2019 году мы получили методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях, — продолжает Ольга Ивановна. — По ним учебные заведения определили порядок использования устройств с целью профилактики нарушений здоровья и повышения эффективности образовательного процесса. Телефоны отвлекают от учёбы. Страдают психика детей, зрение, осанка.
Отказ от телефонов — это защита не только учеников, но и учителей. Есть случаи, когда дети на уроке ведут видеосъёмку педагогов, вырывают эпизод из контекста и выкладывают в интернет, что впоследствии негативно сказывается на репутации учителя.
Снимают и своих одноклассников — с той же целью скомпрометировать. Распространение съёмки запрещено. И тем не менее...
Из‐за телефонов страдает социализация детей. Живое общение у современных школьников ушло на второй план, ребята не умеют говорить друг с другом, выстраивать диалог.
В проигрыше не только устная, но и письменная речь.
Свои аргументы привела и учитель, классный руководитель Лейсан Нурлыгареева:
— Активное «общение» с телефоном сказывается на мышлении. Дети не хотят и не умеют логически мыслить. Им проще найти ответ на любой вопрос в телефоне. Реальному миру подростки начинают предпочитать виртуальный, а это в итоге формирует из них инфантильных людей, не умеющих и не желающих решать собственные проблемы.
Перед уроком ребята сдают телефоны учителю, складывают в органайзер, чтобы не отвлекал. И так во всех звеньях школы — начальном, среднем и старшем.
Как это сказалось на качестве учебного процесса? Выводы сделала Лейсан Нурлыгареева:
— Оставшись без телефона, дети начали самостоятельно, без помощи интернета думать, решать, у них появилась уверенность в себе и своих силах: «Я могу!».
Во внеурочное время обойтись без телефона не получится. Мы рекомендуем детям полезные образовательные сайты, образовательные платформы — для подготовки к урокам, экзаменам, для выполнения домашнего задания.
Пользуясь мобильной связью, проводим опросы, предлагаем ссылки, чтобы ребята не бродили в поисках нужного по интернету. Раньше дети шли в библиотеки — сейчас их сменили телефоны.
Отметили педагоги и то, что не всегда на уроках можно обойтись без интернета.
— Было бы проще, если б в каждом классе у каждого ученика был персональный компьютер, — говорит Ольга Старшинова. — Без интернета на некоторых занятиях сложно, тем более что педагоги привыкли пользоваться его преимуществами на уроках. Теперь учителям приходится применять иные технологии, менять подход к построению занятий, ориентируясь на новую реальность.
И плюсы, и минусы Что думают по этому поводу сами учащиеся? Девятиклассники вздохнули, что без телефонов, конечно, не очень комфортно.
— Когда в жизнь вошли новые технологии, стало легче учиться, — признались школьники. — Телефон был нашим помощником. Мы согласны сократить время пользования им, но не готовы отказываться от него совсем. В школе телефон остаётся с нами на переменах.
Несмотря на свою приверженность к сотовой связи, ребята отметили и минусы, которые она несёт с собой:
— Да, из‐за телефона перестаём думать, ведь он предлагает готовые решения. Если в руках мобильный, меньше нуждаемся в контактах с друзьями.
Лейсан Нурлыгареева не только педагог, но ещё и мама.
— Как родитель я в восторге от отсутствия телефонов, — поделилась Лейсан Рифовна. — Доверяю школе: именно здесь ничего плохого с детьми не произойдёт. Весь процесс тут отлажен. Школа — абсолютно безопасное для детей место, и телефоны им тут ни к чему.
Школьники, конечно, протестуют: их заставляют думать и заниматься на уроках делом, а не углубляться в игры. Мы же, родители, рады тому, что детей таким образом вырвут из искусственной действительности, научат дружить, делать самостоятельные шаги в реальном пространстве.
Другие родители, с которыми удалось поговорить здесь же, были единодушны: дети без телефонов только выигрывают.
У школы теперь есть официальный документ, на который ссылаются при работе с детьми и родителями.
— Сейчас за нарушение требований законодательства к школьникам можно применять меры дисциплинарного взыскания, — рассказала Ольга Старшинова.
Лейсан Нурлыгареева со своей стороны дала универсальный совет:
— Не приносите в школу телефоны. И проблем не будет.
Учителя считают, что нововведение приживётся не сразу:
— Это будет нелёгкий и небыстрый процесс. Пока сформируется привычка, пройдёт немало времени.
Но решение освободить детей — пусть только на время уроков — от влияния телефонов приветствуют как давно назревшее и необходимое.