90-летняя жительница Октябрьского Елена Кауркина называет рукоделием самым эффективным лекарством
Квартира Елены Кауркиной словно музей: куда ни бросишь взгляд — пейзажи, натюрморты, репродукции полотен известных художников.
С Еленой Кауркиной мы договорились о встрече после празднования ее 90-летия. Пенсионерка признается: чтобы принять всех желающих ее поздравить, приходится отмечать день рождения несколько дней.
—У меня квартира небольшая, а так хочется увидеться со всеми, кто мне дорог, — говорит Елена Васильевна. — Есть родные по крови, есть родные по жизни, а еще меня проведают мои ученики, спасибо им за заботу.
В Октябрьский Елена Кауркина переехала вместе с родными в 1939 году из Рязанской области. В войну отца проводили на фронт. Многодетная семья выжила благодаря огороду: на выделенных участках выращивали овощи. Вместе с дедушкой Елена Васильевна плела корзины из ивовых прутьев. На вырученные с продажи изделий деньги покупали картошку.
— В Башкирии в войну было спокойно, — вспоминает горожанка. — Главное, нас не бомбили, питались очень скромно, но не голодали. А когда отец пришел с фронта, жизнь стала налаживаться.
Елена Васильевна окончила Уфимский педагогический институт. Про себя она говорит: «Географичка тонкая, как спичка, на высоких каблуках, с указкою в руках». 34 года преподавала в школе № 8, затем, уже будучи на пенсии, вела кружок вязания в Доме пионеров, ныне ДДиЮТ.
— В молодости я много путешествовала. За границу тогда не выпускали, но я объездила всю страну. На уроках рассказывала ученикам, что увидела во время поездок, и, знаете, это действительно было интересно ребятам. До сих пор мои ученики приходят в гости, звонят, беспокоятся о моем здоровье, вспоминают школьный период, увлекательные вылазки на природу., — вспоминает педагог.
Шитье, вязание, вышивка — в руках мастерицы любой лоскут ткани становится стильным элементом гардероба, а моток ниток, словно по мановению волшебной палочки, превращается в варежки или носки с дивным узором.
Рукоделием Елена Кауркина занимается с юных лет. Без тени кокетства она рассказывает, как даже в самые непростые для страны годы носила одежду, как с обложки журналов.
— А все потому, что я сама себе шила, — смеется рукодельница. — Для меня творчество — это самое лучшее лекарство. Например, если я начала что-то вышивать, не брошу на полпути. Даже если я вижу, что вышивка мне не нравится, все равно закончу начатое. Я во всем стараюсь видеть красоту, это и есть мое вдохновение.
Картинной галереей Елены Кауркиной восхищаются все, кто переступает порог ее квартиры.
Елена Васильевна с улыбкой вспоминает, как однажды на плановую проверку пришел работник газовой службы. Окинув взором квартиру, мужчина восхищенно произнес: «Вы, что, художница?», на что получил ответ: «Я исполнитель».
Несмотря на преклонный возраст, Елена Васильевна продолжает вышивать, наизусть читает стихи и мечтает о путешествиях:
— Если бы не здоровье, я бы весь мир объездила.
Октябрьский для нее — особый город. Часто пенсионерка вспоминает каким он был лет пятьдесят, а то и семьдесят назад. Он стал современнее, «оброс» многоэтажками, зелеными насаждениями, но не потерял своих главных, неизменных качеств — радушия и гостеприимства.