«Подогрели, обобрали»: обсуждение горожанами и представителями ресурсоснабжающих организаций платы за тепло прошло в накаленной обстановке и… безрезультатно
О начислении платы за теплоснабжение в отопительный сезон 2019/20 года, электроснабжение, содержание общедомового имущества, о порядке перерасчета и начисления платы за коммунальные услуги при наличии в МКД недобросовестных собственников шел разговор на встрече председателей советов МКД с представителями администрации городского округа, руководителями и специалистами ресурсоснабжающих организаций. Помимо разъяснения по основным вопросам, планировалось подробно рассмотреть и порядок начисления платы по конкретным домам, от жителей которых поступали обращения.
Пожалуй, никогда ранее на подобных встречах не было такого количества желающих задать вопросы представителям власти и ресурсоснабжающих организаций, в частности, ООО «Теплоэнерго» и юго-западного территориального отделения энергосбытовой компании Башкортостана. Пришли не только председатели и члены советов домкомов, но и активные собственники МКД.
В концертном зале Дворца молодежи яблоку негде было упасть: люди стояли даже в проходах. В основном это были недовольные увеличенными суммами в платежках за тепло: в настоящее время оплата в многоквартирных домах производится по факту. Начальник абонентского отдела ООО «Теплоэнерго» Люция Саетгараева пыталась разъяснить расчеты и порядок начисления платы за теплоресурсы, но ей долго не давали выступить и неоднократно перебивали репликами из зала.
Это повторилось и при разъяснениях платы за электроэнергию. Если расчет платы за электричество, потребленное в квартирах со счетчиками, понятен, то по оплате электричества в общих помещениях многоквартирных домов и общежитий возникли вопросы.
Многие возмущались и тем, как платят за электричество трудовые мигранты, снимающие жилье. Зачастую в квартирах их очень много, далеко не все зарегистрированы по месту пребывания. И если электросчетчиков в квартирах нет или они неисправны (в том числе умышленно выведены из строя), то оплата производится по нормативам. В этом случае она не покрывает фактическое потребление, и эта разница, считают жильцы, распределяется между всеми квартирами в доме. На самом деле это не так.
На улице «плюс», а тепло дороже?
Но все-таки больше всего было вопросов из-за полуторного, а то и двойного увеличения сумм в платежках за тепло. «В ноябре была одна сумма, а в декабре в полтора-два раза больше, хотя температура за окном оставалось практически такой же, как и осенью, до плюсовой доходила», — вот типичный образец прозвучавших возмущений.
Немало оказалось в зале недовольных тем, что и в декабре, и в январе многим жильцам МКД приходилось открывать форточки и окна, настолько в квартирах было жарко. «Почему не убавляли подачу в дома тепла даже при плюсовой на улице температуре?».
На этот вопрос нашелся ответ у начальника тепловой инспекции ООО «Теплоэнерго» Рината Набиуллина. Он сказал, что в Октябрьском есть дома, прежде всего в старой части города, получающие тепло от давно эксплуатируемых котельных, минуя теплопункты, которых в городе не хватает (в Октябрьском 22 котельных и только 14 теплопунктов). В то же время приборы учета, установленные в МКД, не позволяют уменьшить подачу тепла, поскольку в этом случае они перестанут нормально работать. И уменьшить температуру подаваемой жителям горячей воды одновременно с уменьшением подачи тепловой энергии тоже нельзя по действующим нормативам.
Рассказали теплоэнергетики также, почему жарко в домах 21-го микрорайона, питаемых от современной котельной. Там жителям за свой счет приходится «улицу обогревать», открывая форточки и окна. Директор ООО «Теплоэнерго» Андрей Купавых пояснил, что новая котельная работает в автоматическом режиме. Но 21-й микрорайон уникален тем, что имеется большой перепад ландшафта: дома вдоль Садового кольца расположены гораздо ниже тех, что ближе к улице Трипольского. Раньше обе эти части питались от двух разных котельных, теперь от одной. Перепад высоты влияет на гидравлический режим. К тому же в старой части города катастрофически не хватает теплопунктов. Словом, его объяснение свелось к тому, что уменьшать подачу тепла от новой котельной тоже нельзя. Но одновременно он подчеркнул, что теперь жалобы на холод в квартирах домов 21-го микрорайона прекратились.
Возмущение не вникает в доводы
Очень много было вопросов и выступлений из зала, выходящих за рамку повестки встречи. Присутствующие руководители и специалисты постарались прокомментировать их все. При этом очень нелегко пришлось председательствующему на встрече заместителю главы администрации городского округа по вопросам жизнеобеспечения Шамилю Фаррахову. Ему почти все время приходилось сдерживать накал страстей горожан.
Результат встречи печальный: горожане — с одной стороны и представители ресурсоснабжающих организаций — с другой к взаимопониманию не пришли.
— Люди оказались недовольными прежде всего по причине того, что им вовремя и, самое главное, в доступной форме не объяснили изменения, связанные с тарифами и оплатой за коммунальные услуги, — отметил по итогам встречи председатель местного общественного движения «Союз Советов многоквартирных домов «БашДомКом» Иван Айрих.
Можно согласиться с тем, что к изменениям в плате за теплоэнергию горожане оказались ни морально, ни материально не готовы. Однако по иным причинам, а не потому, что им не объяснили вовремя и в доступной форме. Разъяснения были, и не раз — в частности, в “Октябрьском нефтянике”.
Единственным, воспринятым положительно, было высказывание Шамиля Фаррахова о том, что администрация городского округа обратилась к региональному оператору Республики Башкортостан с просьбой предоставить возможность за счет средств капитального ремонта приобретать и устанавливать дорогостоящие приборы теплового учета в домах, где их нет, — в Октябрьском таких порядка 125.