Все новости
Новости
21 Апреля 2020, 18:18

Не позволяйте маркировкам вас обманывать

Довольно часто надписи на товарах «bio», «organica», «эко» — это всего лишь грамотно продуманный маркетинговый ход

Довольно часто надписи на товарах «bio», «organica», «эко» — это всего лишь грамотно продуманный маркетинговый ход
Осознанное потребление — хорошая тенденция. Люди стали разборчивее при выборе товаров и продуктов питания в связи с переходом на экологичный образ жизни. Многие потребители отказались от «маечек», предпочитая ходить в магазин с многоразовыми сумками и экомешочками. И все чаще покупатели выбирают товары без пластиковой упаковки.
А желание одно — быть здоровым
Людмила Васильевна — приверженец здорового образа жизни. Пенсионерка посещает бассейн, занимается скандинавской ходьбой и придерживается принципов здорового питания. На полках магазина старается выбирать только натуральные продукты: биокефир, овощи в индивидуальной упаковке и даже «100% натуральные» хлебцы. Людмила Васильевна убеждена: такие продукты хоть и дороже по цене, но значительнее полезнее «не экологичных» аналогов.
26‑летняя Марина приобретает только натуральную косметику. Девушка уверена: токсичные аналоги не могут быть полезными и обладать чудодейственными свойствами. Вернее, это чудо будет, но не таким, каким ожидает потребитель. Шампуни, кремы и даже краска для волос — все это экоактивистка приобретает лишь после детального изучения состава товара.
Не все с припиской «эко» экологичное
Товары с приписками «эко» и «органика» не всегда означают, что перед вами продукция безвредная для человека и произведенная без ущерба для экологии. В век озабоченности окружающей средой подобный маркетинговый ход популярен как никогда.
Существует даже термин гринвошинг (от англ. green — зеленый и whitewash — отбеливание), т. е. зеленое отбеливание. Еще 34 года назад его ввел американский биолог и эколог‑активист Джей Вестервельд.
Маркетологи могут придумать что угодно, лишь бы вызвать спрос у потребителей. Некоторые производители утверждают, что их продукция не только органична, но и оказывает чудодейственное влияние на физическое и душевное состояние, возвращает молодость и красоту.
Как понять, что вас обманывают
Приемы гринвошинга одинаково применяются для потребителей всех стран. Канадское агентство по экологическому маркетингу TerraChoice занимается аналитикой примеров гринвошинга с ложными и вводящими в заблуждения заявлениями производителей о приверженности принципов экологичности производимой продукции. Среди основных примеров, которые могут увидеть потребители — слишком общие утверждения (продукт полностью органичный), на упаковку нанесены знаки и маркировки, придуманные производителем, и так далее.
Например, по ГОСТу Р 52738‑2007 так популярная надпись «био» может присутствовать только на маркировке молочной продукции с полезными микроорганизмами или веществами, благоприятно влияющими на микрофлору человека.
Не всякий овощ — органика
С 1 января этого года в России введена система сертификации и маркировки органической продукции. По мнению экспертов Союза органического земледелия, ранее производители наносили на свои товары надписи «эко», «bio», «organic» для роста продаж. Однако лишь порядка 10 процентов таких товаров могли называться экологически чистыми. Список требований к органической продукции закреплен федеральным законом № 280 от 3 августа 2018 года. И вряд ли любой производитель колбасы, сыра или овощной консервации может обеспечить выполнение всех указанных условий на своем производстве, в том числе и в теплице. Теперь для того, чтобы продукцию признали органической, необходимо получить соответствующий сертификат, который могут выдать аккредитованные компании после проведения лабораторных исследований. Только продукт, признанный органическим, сможет использовать официальный знак — белый лист дерева на зеленом фоне с надписью «органик» на кириллице и латинице.
Этого в косметике быть не должно:
Если вы решили использовать только натуральную косметику, читайте состав внимательно и не торопитесь доверять надписям об экологичности товара на упаковке.
Список того, чего не должно быть в натуральной косметике, опубликован в Vegetarian journal:
1. Продуктов нефтепереработки: Ozokerit, Mineral Oil, Petrolatum, Paraffinum Liquidum, Paraffinum Subliquidum, Cera Microcristallina, Microcrystalline Wax, Ceresin, Vaseline.
2. PEG‑дериватов. Это все составляющие с приставкой PEG (PEG‑3, PEG‑55, PEG‑120 Methyl Glucose Dioleate и прочие).
3. Силиконов или всех ингредиентов, которые заканчиваются на ‑cone: Dimethicone, Cyclomethicone…
4. Парабенов — ингредиентов с окончанием ‑paraben (Metylparaben, Propylparaben и т. д.). Также они могут «маскироваться» под терминами нипагин и нипазол.
5. Критичных консервантов: Methylchloroisothiazolinone, Methylisothiazolinone (или катон, фенохем), все слова с концовкой ‑amine, DEA, TEA, MEA, EDTA.
К слову, это далеко не весь список ингредиентов, которые делают косметику не только неэкологичной, но и небезопасной для вашего здоровья. Подробный разбор косметических средств можно изучить на специализированном сайте http://www.ekokosmetika.ru/ Также с помощью сайта вы сможете проверить на экологичность заинтересовавший вас товар.
Какая маркировка правдива?
Доверяйте продукции с экомаркировкой, подтвержденной международно признанным экологическим сертификатом. Чтобы было проще, можно обратиться за подсказками к мобильному приложению «Экополка».
Не доверяйте, не проверив
Введение обязательной сертификации и маркировки органической продукции не сможет решить проблемы гринвошинга, пока на законодательном уровне не будет закреплен запрет на самостоятельную разработку и нанесение маркировок самим производителем. Будут ли подобные запреты закреплены законом, неизвестно, и покупателям ничего не остается, кроме как внимательно изучать состав потенциальных покупок: помните, чем короче этот список, тем полезнее товар, а заявления о его волшебных свойствах далеко не всегда соответствуют действительности.

Шпаргалка
Наличие этих маркировок свидетельствует о том, что продукция соотвествует заявленной информации,
и, покупая ее, вы можете быть уверены — производитель вас не обманывает.

Читайте нас: