Все новости
Медицина
13 Сентября 2022, 12:50

Хоть ты не врач, но знать обязан

Во Всемирный день оказания первой медицинской помощи вспомним важный принцип — не навреди

Хоть ты не врач, но знать обязан
Хоть ты не врач, но знать обязан

Октябрьцы редко проходят мимо чужой беды. Особенно, если это касается жизни и здоровья человека.

Но как сделать так, чтобы помощь пошла на пользу, а не во вред?

Иногда желание помочь может лишь усугубить ситуацию. Часто по этой и иным причинам очевидцы проходят мимо тех, кому чьето внимание жизненно необходимо. Остановиться, вызвать скорую помощь и дождаться ее приезда — основной алгоритм действий. Но следовать ему зачастую мешает... паника.

— Морозное утро, спешу на работу, и тут возле лавочки на бродвее вижу мужчину, — рассказала историю знакомая, наша подписчица Тамара Семенова. — Видно, бомж, судя по амбре — еще и пьяный. Подошла, потрясла за куртку, не встает, нечленораздельно что‐то бурчит. Пока вызывала скорую, подошел прохожий, перевернул беднягу, похлопал его по щекам, сразу определил: обморожение.

Попытался сам растереть мужчине руки. Если честно, я растерялась. Еще со школы помню, что это не самый безопасный способ согреть человека. Скорая приехала быстро, мужчину увезли. Не знаю, что уж с ним в дальнейшем стало, но задумалась: в подобных ситуациях так легко растеряться, что не знаешь, как поступить. Может, и не надо было ничего делать.

Недавно и я стала свидетелем ДТП. На перекрестке возле ТЦ «Верба» автомобиль совершил наезд на ребенка. Мальчик в сознании, с ободранными коленями и руками, лежит на проезжей части, боясь шелохнуться. Его плач заглушает рой голосов. Очевидцы в ожидании фельдшерской бригады суетились, предлагая перевернуть мальчика, помочь ему подняться. Дежурные вопросы — «Что болит?», «Встать можешь?». Скорая приехала за считанные минуты, мальчика положили на жесткие носилки и увезли в больницу.

Фельдшер отделения скорой медицинской помощи Фларис Сибагатуллин работает по специальности с 2013 года. В практике медработника много случаев, когда благодаря расторопности и умению совладать со своими эмоциями одному человеку удавалось спасти другого.

— Первое, что должен сделать прохожий, который обнаружил беспомощного человека, очевидец ДТП или другого ЧП, — это позвонить по телефону 112, — говорит фельдшер. — Второе — до приезда скорой убедиться, что пострадавшему ничего не угрожает: он лежит в безопасном месте, его дыхательные пути не перекрыты, и он может самостоятельно дышать. Если у пострадавшего травма, не нужно менять положение его корпуса и конечностей.

Частая практика — неправильные действия при оказании первой медпомощи эпилептикам. Пытаться разжать зубы, просовывать в рот человеку ложку или другие твердые предметы — плохая идея.

— Приезжаем на строительную площадку, а там мужчина с эпилепсией. Изо рта у него торчит черенок лопаты.

Коллеги решили таким образом оказать первую помощь. Но этого делать ни в коем случае не нужно. Во время приступа нужно повернуть голову человека набок, чтобы он не задохнулся собственными рвотными массами. Пытаться что‐то просунуть сквозь зубы опасно не только для того, кому нужна помощь, но и для тех, кто ее оказывает. Сила укуса эпилептиков такая, что запросто можно лишиться пальца, — рассказывает Фларис.

Что бы вы сделали, обнаружив человека с предположительно сердечным приступом? До приезда медиков многие стараются помочь с помощью таблеток. Так случилось с пожилой женщиной, которую скорая помощь увезла с улицы Губкина.

— Бабушке стало плохо, к ней подошла женщина и предложила помочь до приезда скорой. И бабушка, и очевидец решили — что‐то с сердцем, значит, нужна таблетка. У неравнодушной горожанки был нитроглицерин.

Он только усугубил состояние пострадавшей. В больнице выяснилось, что у нее не сердечный приступ, а межреберная невралгия. Нитроглицерин способствовал падению артериального давления, и тут уже потребовалось совсем другое лечение, — рассказывает Фларис. — Давать любые таблетки до приезда скорой помощи не нужно.

Зачастую правильные решения до приезда скорой помощи принимают родители малолетних детей. Даже несмотря на панику, которая свойственна мамам и папам в ситуации, когда любимому чаду грозит поездка в стационар.

— Родители, даже самые молодые мамочки, наоборот стараются не предпринимать никаких действий, смирно ждут нашего приезда, чаще всего уже наготове, что их могут госпитализировать, — рассказывает фельдшер ОСМП Анастасия Каримова.

— Взрослые наоборот — вызовут бригаду, когда уже совсем терпеть боль невмоготу, — поддерживает коллегу Фларис Сибагатуллин. — Был у нас случай: мужчина упал. Острая боль в грудной клетке, дышать тяжело. Но он все равно встал и, превозмогая боль, пошел домой, поднялся на пятый этаж.

Только через три дня, когда состояние ухудшилось, он решил вызвать скорую. Диагноз — ьпневмоторакс — это скопление воздуха в плевральной полости, которое привело к нарушению вентиляции в легких.
«А что с обморожением: растирать‐то можно?» — вопрос медикам напоследок.

— Если у человека уже был опыт таким способом согреть пострадавшего — это одно, другое — если это делает новичок.
Кожный покров легко можно травмировать быстрыми и неосторожными растираниями.

Это как с массажем сердца — его зачем‐то делают даже тогда, когда человек дышит, при этом ломают ребра, — говорит Фларис.

Медработники признаются: нередко они обращаются за помощью к посторонним — очевидцам, соседям, прохожим. Как правило, в помощи не отказывают. Только ситуация с коронавирусом наложила определенный отпечаток — некоторые, прежде чем помочь, уточняют диагноз больного: не COVID ли?

— В основном октябрьцы проявляют участие, не проходят мимо того, кто попал в беду, помогают с носилками, редко оставляют нас один на один с больным, — говорит Анастасия Каримова. — Это радует, ведь мы часто видим, что успели лишь благодаря чьей‐то чуткости и внимательности. Главное — до приезда медиков не «самовольничать» и в первую очередь успокоить себя и больного.

Автор:Анастасия Нигматуллина
Читайте нас: