Теперь поликлиники встречают непривычными запахами: выпечки и кофе.
Не подумайте, что я считаю, будто в медучреждениях должно пахнуть лекарствами. Наверное, кофе и булочки даже хорошо. Помню, что однажды во время лечения в дневном стационаре я должна была сначала сдать кровь на анализ, а потом лечь под капельницу. Кровь — натощак, а капельницу — обязательно после еды. Тогда я притащила с собой сухарики и потихоньку грызла их в ожидании своей очереди.
Но, конечно же, проблема перекуса далеко не главная для тех, кто пришёл к врачу.
Перед рейдом я поинтересовалась теми вопросами и проблемами, на которые надо найти ответы и решения.
Первый — как попасть к врачу. Как записаться? Я делаю это через госуслуги или по телефону 122. Но есть горожане, которым эти сервисы по разным причинам недоступны. А по номеру 122 в горячую пору ответа оператора приходится ждать минут 40. Не преувеличиваю, так и было. А когда остался впереди один человек, мой вызов просто сбросили.
Неудивительно, что многие предпочитают обращаться в регистратуру. Мои «дорейдовые» собеседники убеждали, что там сейчас записи нет. Даже если и придёт человек в поликлинику — то записываться должен сам через инфомат. Но для пациентов подчас воспользоваться инфоматом ещё сложнее, чем позвонить по 122.
Во всех трёх поликлиниках — первой, второй и детской — главные врачи утверждали, что, если человек испытывает трудности при записи через инфомат, то регистратор поможет ему. Или запишет через регистратуру. Такая запись не отменена.
Одному из главврачей я задала провокационный вопрос:
— А возможно ли, что регистратору просто не хочется возиться с человеком, и поэтому он отсылает его к гаджетам и настаивает, чтобы тот всё сделал сам?
Такая ситуация возможна. Но надо знать свои права и обязанности работников регистратуры. А они обязаны так или иначе записать больного на приём к врачу.
Обратите на это внимание: работник регистратуры должен или помочь записаться через инфомат, или сам записать на приём. Это позиция всех главных врачей поликлиник.
Ещё один вопрос — очереди на приём. В первой поликлинике на дверях кабинетов докторов вывешивают списки с указанием времени посещения записанных на приём, хотя этот график всё-таки по разным причинам нарушается. Уважительным — когда приходит больной, имеющий право на внеочередной приём, спорным — когда на повторный приём заявляются люди, которым не назначено точное время, и неуважительным — когда кто-то из медперсонала провдит в кабинет без очереди своего родственника или знакомого. Эта ситуация характерна для всех поликлиник.
Во второй поликлинике, утверждали её пациенты, приём вообще ведётся в порядке живой очереди. Хотя главный врач сказала, что первичным больным время назначают. Наверное, в кабинетах врачей назначают, но за их дверьми пациенты устанавливают свои правила приёма.
Третий вопрос — узкие специалисты. Почему запись к ним только через терапевтов (а их не хватает — работают всего 62 % от необходимого числа), чтобы к ним попасть тоже приходится ждать?
Как оказалось, без терапевта — через госуслуги, инфомат, регистратуру или по тел. 122 — можно записаться к лору, хирургу, урологу, офтальмологу, дерматовенерологу, инфекционисту, акушеру, психиатру-наркологу, психотерапевту, фтизиатру, стоматологу, ортодонту и некоторым другим специалистам.
А вот к гематологу, кардиологу, ревматологу, гастроэнтерологу, эндокринологу и ещё нескольким врачам — только по направлению терапевта. Видимо, это связано с острой их нехваткой. Например, во второй поликлинике не хватает окулиста, невролога. А вот уролог, эндокринолог, онколог и маммолог принимают только тут. Как только в первой — травматолог.
Одно время в редакцию поступало много жалоб по поводу работы офтальмологического кабинета.
По гранту для него получено новое оборудование, которое позволяет во время осмотра проводить комплексное обследование с измерениями глазного дна. Кабинет работает в первой поликлинике пять рабочих дней, в две смены.
Вообще-то целью этого рейда были вакцинация и диспансеризация. Вакцинируются горожане — сейчас в основном против гриппа, а вообще по национальному календарю прививок — неплохо.
Идут в основном пенсионеры — они находятся в группе риска и получают профилактический укол бесплатно. Прививочный кабинет во второй поликлинике, например, работает аж 12 часов: с 08.00 до 20.00. Предприятия своих работников не вакцинируют, хоть поликлиники готовы провести эту процедуру на их территориях.
С диспансеризацией положение несколько хуже. Многие игнорируют приглашения медсестёр и сообщения в госуслугах.
К сожалению, обе поликлиники и внутри, и снаружи совсем не храмы, в данном случае здоровья.
Храмом можно было бы назвать детскую поликлинику — после ремонта нарядную снаружи, аккуратную и красивую внутри.
Тут, как и везде, главная проблема — кадры. Хотя не как везде — острее.
— У нас 26 участков, на каждом 800—1000 детей. Докторов одиннадцать. Двое из них в отпусках, один на больничном, — рассказала заведующая детской поликлиникой Райхан Пекина.
Комментарии излишни. Оставшимся в строю приходится работать не только за себя «и за того парня», но и ещё за одного коллегу.
Дети чаще всего обращаются в поликлинику в связи с ОРЗ, сказала Райхан Карамовна. Потом идут неврологические заболевания, вегетососудистая дистония, ДЦП, проблемы со зрением.
К узким специалистам приёма иногда приходится ждать.
В детской поликлинике мы попробовали воспользоваться инфоматом. Прямо в этот день можно было попасть на приём к любому из двух детских хирургов. Оказалось, что через инфомат записаться можно в любую поликлинику. Мы чуть было не взяли талоны ко «взрослому» лор-врачу Гульшат Тимашевой.
Тоже прямо на этот день.
Возвращаюсь к заголовку: лечение действительно обходится дорого. И дело не только в стоимости лекарств. Поэтому не болейте!